Общество
Слепые музыканты узнают учителя по аромату духов
В детской музыкальной школе № 4 уже шесть лет существует класс, в котором учатся слепые и слабовидящие дети. Все они осваивают фортепиано, изучают сольфеджио и музыкальную литературу, кое-кто занимается и вокалом. Только в отличие от своих обычных сверстников на урок они приходят без тетрадей, нот и карандашей: все изучают и запоминают на слух. Занимается с ребятами преподаватель Светлана Куликова. Чтобы научить незрячих школьников играть на инструменте, ей пришлось взглянуть на свое дело по-новому, проштудировать много специальной литературы и преодолеть страх профессиональной неудачи.
Всего у Светланы Вячеславовны занимается четыре таких школьника. Первой в музыкальную школу пришла Ася Терешина. Ее мама призналась, что они довольно долго искали учреждение дополнительного образования, куда бы взяли слепую девочку, обращались в театральную школу, просились в спортшколу, но только в ДМШ № 4 согласились прослушать дочь.
– Сказали: слух есть, музыкальные способности тоже. Мы очень рады, что школа и ее директор Нафиса Исхаковна Ахметшина рискнула и взяла Асю, ведь на тот момент никто из их педагогов не занимался с такими ребятами. Теперь дочка ждет каждую субботу, чтобы пойти в музыкальную школу, – говорит ее мама Лилия.
По словам педагога Светланы Куликовой, на занятиях со слепыми детьми общение с ними происходит иначе, поскольку лишенные зрения, ее ученики полагаются на другие органы чувств.
– Они узнают меня по аромату духов, например. Наше приветствие часто начинается с того, что ребята трогают мои руки, – делится преподаватель. – Им важно понять, как держать кисть на клавиатуре, как располагаются пальцы, они ведь этого не видят. В целом, тактильный контакт для них очень важен, мы часто обнимаемся, так они могут выражать свои эмоции. А для меня это еще и важный педагогический прием, который помогает эмоционально раскрепостить детей для того, чтобы они могли передать свои чувства в музыке. Кроме того, чтобы им было проще ориентироваться в сольфеджио и воспринимать теоретический материал, я сочиняю небольшие пояснения в стихах для сложных музыкальных терминов.
– Еще в детском саду с детьми вел занятия тифлопедагог, который научил их тонко чувствовать звуки, определять их любые оттенки, – рассказала мама двух девочек-близняшек Карины и Камилы Гузалия Кучерова, – поэтому им легко и интересно заниматься музыкой. Карина еще отдельно занимается и вокалом, у нее хорошо получается, она даже принимала участие наравне со зрячими вокалистами в региональных конкурсах, который проходит на базе ДМШ № 4.
Но не обоняние и осязание – главные помощники у незрячих детей на уроке. У них очень развита память и внимание, что помогает заучивать пьесы наизусть.
По словам мамы Артема Алпеева, еще одного ученика Светланы Вячеславовны, они пришли в музыкальную школу, поскольку сын самостоятельно увлекся музыкой. Дома стоял синтезатор, и он много времени проводил за ним, что-то сочинял, подбирал мелодии на слух. Теперь его способности подкреплены знаниями, но не только их он получил в музыкальной школе.
– Артем стал более уверен в себе, может спокойно общаться со здоровыми сверстниками. При этом он полюбил сцену, ему нравится выступать. А на днях он сообщил мне, что мечтает стать композитором, – говорит Эльвира Алпеева.
Спустя шесть лет после начала работы со слепыми и слабовидящими людьми педагог Светлана Куликова признается, что иногда даже забывает, что это особенные дети, поскольку ребята отлично адаптировались и выполняют практически то же самое, что могут делать их зрячие ровесники, а остальные ученики музыкальной школы воспринимают их как равных.
– Наше общество становится более воспитанным по отношению к людям с ограниченными возможностями, думаю, в этом есть и наш вклад, учебных заведений, открывших двери особенным ребятам, – говорит учитель.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)