Общество
О жизни в Челнах на языке жестов
По статистике каждый девятый человек страдает нарушениями слуха. В городском Центре реабилитации слуха на учете состоят 2000 слабослышащих без инвалидности. А в Набережночелнинском отделении Всероссийского общества глухих насчитывается 540 инвалидов по слуху. Мы пообщались с некоторыми из них, чтобы узнать о жизни и проблемах этих людей.
Глухим лучше жениться на глухих, иначе браки распадаются
Родители Риммы Суровой глухие. Она считает, что это заболевание передалось ей по наследству: у ее матери и отца – глухие братья. Римма окончила специальную школу № 88, где обучают детей по методу Эмилии Леонгард (по мнению авторов, главную роль в обучении и воспитании глухого или слабослышащего ребенка играют родители – прим.ред.) С детства родители учили дочь читать по губам. Поэтому сейчас она хорошо понимает тех, у кого хорошая артикуляция.
Сразу после школы Римма устроилась на ремонтно-инструментальный завод маркировщицей, а сейчас она находится в декретном отпуске. Как и многие глухие, она окончила курсы швей, но эта профессия ей не понравилась. Муж Риммы работает в производственно-строительной фирме «Алтын Тан», где кроме него трудятся и другие инвалиды по слуху.
С будущим мужем челнинка дружила еще со школы, он слабослышащий, но хорошо говорит. Их дети родились здоровыми, старший сын учится во втором классе, а младшей дочери почти два года. Как говорит председатель Набережночелнинского отделения Всероссийского общества глухих Роза Кононова, которая и помогла нам пообщаться с ее подопечными, глухим людям важно жениться на таких же спутниках, в противном случае, как показывает практика, браки – недолговечны. Поэтому в большинстве создаваемых пар один из супругов если не глухой, то слабослышащий.
По словам Риммы, как и все глухие, она живет полноценной активной жизнью. Женщина занимается волейболом в волейбольной школе. Если возникают проблемы в деловом общении, она, как и многие другие инвалиды по слуху, обращается к руководителю общества глухих.
– Когда нужна медицинская помощь, то мы с доктором переписываемся по телефону. При встрече некоторые врачи сами понимают нас, а мы просим медиков снимать маску, чтобы читать речь по губам, – говорит Римма. – Если возникает непонимание, обращаемся к переводчику – Розе Кононовой. Например, недавно, когда наша семья покупала квартиру, понадобилась ее помощь. А вот на работе я понимала всех. Старший сын тоже уже знает язык жестов.
К сожалению, развлечений для глухих в Набережных Челнах нет. С ребенком Римма ходит в театр кукол, такие спектакли ей легко понимать по движениям. На телевидении на многих каналах сейчас есть субтитры, а раньше глухим приходилось просто смотреть картинки и додумывать информацию. Иногда слабослышащие челнинцы покупают фильмы через интернет, которые сняты на языке жестов.
Муж трагически погиб на заводе
В семье Машшуды Маннановой нет глухих, да и она родилась со слухом. Но в восемь месяцев заболела и полностью оглохла. Многие глухие слышат только шум: топот или какой-то резкий хлопок, и поворачиваются на этот звук. А Машшуда не слышит совсем, она обратит внимание на человека, только если он до нее дотронется. Женщина – татарка, но язык жестов у нее русский. Вообще в Набережных Челнах только одна глухая горожанка общается на татарском.
Сейчас Машшуда на пенсии, у нее трое взрослых детей, они слышащие, общаются с ней жестами, кстати, их очень легко выучить, считает женщина.
Раньше челнинка работала на ремонтно-инструментальном заводе шлифовщицей. Много лет трудилась и на шоколадной фабрике «Булай», тогда из общества глухих там работало 40 челнинцев. Предприятие закрыли, Машшуда два года искала работу, но ничего не нашла и вышла на пенсию.
Глухой муж Машшуды, токарь 6 разряда, недавно трагически умер, ему было 65 лет. Он помогал сыну расплатиться за квартиру, и когда кредит был выплачен, Машшуда уговаривала его уволиться. Но он хотел еще немного поработать. На РИЗе мужчина трудился на станке, во время работы на котором захватило его рукав, и он получил смертельную травму.
– Наша трагедия доказывает, что глухие люди очень трудолюбивые, – считает женщина. – Хотя на рынке труда мало востребованы. Мы делаем работу молча, но дела сами говорят за нас.
Для глухих самое главное – образование
Людмиле Логиновой 39 лет, со своим глухим мужем она познакомилась в интернете. Ради нее он приехал в Челны из Красноярского края. Уже семь лет они живут вместе. Их старшая дочь родилась здоровой, а младший сын – глухим. В Набережных Челнах нет специализированного детского сада для таких детей, поэтому мальчик живет и занимается в Елабуге, а в выходные его забирают домой.
Образование и учебная среда для глухих очень важны, от этого зависит то, насколько успешным станет человек в будущем. В крупных городах образование для глухих гораздо доступнее, говорят челнинцы. Поэтому многие глухие уезжают учиться в Уфу, Челябинск, Казань, Златоуст, Санкт-Петербург. Однако по специальности мало кому из них удается устроиться, говорит Роза Кононова. В нашем городе дистанционное образование для глухих есть только в ТИСБИ, но лишь один челнинец получил его. Некоторые глухие работают в Перинатальном центре лаборантами, на предприятиях «Славица», «Леон», «АК Барс Металл», ПРЗ. Также многие глухие после окончания колледжа становятся массажистами, парикмахерами, пекарями.
Людмила работала на фабриках «Булай» и «Акульчев», а когда родила, уволилась, чтобы больше времени уделять детям. Делать уроки со старшей дочерью очень непросто, признается женщина. Но помогает учительница, с которой женщина переписывается, когда возникают какие-то вопросы. Вообще, глухие – вполне грамотные люди, ведь в специальных школах они проходят ту же программу, что и обычные дети.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)