18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Общество

Прощание на ступеньках морга: на пороге вечности не должно быть вокзальной сутолоки

Дом прощания: на пороге вечности не должно быть вокзальной сутолоки

Челнинцы высказались по поводу появления в городе муниципального учреждения Дом прощания

Это важно

О том, что появление Дома прощания крайне важно для Челнов, разговор зашел годом ранее в нашей редакции, когда мэр был на интервью в "Челнинских известиях". Журналисты посетовали на то, что горожане жалуются на отсутствие условий для прощания с умершими родными  – вынуждены это делать на неказистых ступенях морга. Наиль Гамбарович обещал детально ознакомиться с проблемой, лично побывав на месте. И вот недавно Магдеев  на "Прямой линии" анонсировал строительство Дома прощания в городе.

 

"Планируем начать в этом году. Рядом с моргом должен появиться пристрой, который никак не побеспокоит людей, живущих в соседних домах. Парковку для машин родственников, провожающих близких в последний путь, обустроим за счет кратного увеличения парковки перед БСМП", – сообщил глава города, отвечая на вопрос журналиста.

 

По его словам, муниципальное учреждение будет работать по приемлемым ценам, оказывать весь спектр услуг, в том числе по выписке бесконечных выписок и справок в одном окне.  

 

"Проект по Дому прощаний готов, экспертизу прошел, сметная стоимость – 97 миллионов рублей, площадь здания – тысяча кв. метров", – пояснил Магдеев.
Однако после анонса строительства Дома прощания возникли разговоры: "А решит ли он все проблемы?", "Зачем делать из поселка ЗЯБ уголок скорби. Найдите другое место!", "Это будет удар по рынку ритуальных услуг".

 

Прощание на вокзале

 

Челнинка Файруза Хамидуллина недавно потеряла мать. Ей и ее родственникам пришлось пройти через все этапы организации похорон. Вспоминать о пережитом тяжело, и не только из-за свалившегося горя.

 

«Мама умерла внезапно на 85-м году жизни. Она тяжело болела. Но мы, ее дети, все же надеялись, что ей станет легче. Не стало… Сказать, что были потрясены  – ничего не сказать», – рассказала женщина.
Весь вечер семья провела, обзванивая родственников и в подготовке похорон. А в шесть часов утра, после бессонной ночи, встали и поехали за справкой в поликлинику – та еще нервотрепка с учетом утренней планерки у врачей и очередей больных в коридорах. А затем быстрее в морг, потому что, как объяснил ритуальный агент, там могла образоваться очередь. 

 

Впрочем, ждать, когда вынесут тело, пришлось не больше часа. Говорят, это по-божески. Бывает и дольше. "Как раз успеете похоронить в полдень, после пятничного намаза. Это хороший знак!", – порадовался за родных ритуальный агент. 
Тем не менее, в течение времени, которое провели возле морга, женщине многое бросилось в глаза.

 

«Во дворе в тот день стояли две группы провожающих: православная и наша, – рассказала она. – Кто-то жался к забору, кто-то коротал время на ступеньках крыльца. Потому что на территории морга нет ни одной скамейки, нет навесов, чтобы укрыться от снега, ветра, дождя. Территория рассчитана скорее на перемещение транспорта. В тот день на улице стоял 20-градусный мороз. Приходилось забегать в фойе морга, чтобы согреться. Но и здесь для посетителей ничего не предусмотрено: ни стульев, ни кулера с водой, ни медпункта, где могли бы привести в чувство человека, которому станет плохо. Такое ведь не исключается с учетом обстоятельств? Зато на двери весит объявление: "Туалета нет!"».  

 

Был и один шокирующие момент.

 

«Когда нас позвали "встречать" маму из морга, то на крыльце столкнулись в буквальном смысле с выносом другого тела, – продолжила челнинка. – Родные покойного устремились к нему. Образовалась толкотня. Пришлось посторониться. Потом сами на этом же крыльце прощались с мамой, если это можно так назвать. Все мельком, все бегом. В общем, это был вокзальный вариант, где значимость момента прочувствовать, мягко говоря, просто не было возможности».

 

Потом дополнила: "Маму похоронили в ее родной деревне. Все прошло достойно. Но после возвращения город нам пришлось еще долго ездить с одного места в другое, чтобы сначала получить справки, а потом отдать. Это был тяжелый день. Потом, вспоминая его, хотелось некоторые моменты отредактировать".

 

"Для полумиллионного города вопрос назрел"

 

Свою точку зрения на проблему высказал и главный врач БСМП Марат Мухамадеев.

 

«Проводы в последний путь имеют сакральный смысл и у мусульман, и у православных жителей. Прощание с умершими должно быть достойным их памяти, это наш долг, – подчеркнул медик. – Сегодня люди провожают своих близких на холоде, без элементарных удобств, не говоря уже о том, что близким переживающим горькую утрату, негде присесть. Под окнами домов фактически на глазах детей под открытым небом совершаются отпевания. После строительства Дома прощания все это будет совершаться в помещении, вдали от глаз жильцов.

 

Конечно, для прощания должно быть подходящее место, где близкие и пришедшие могли бы положить цветы, выразить соболезнования. Этот вопрос уже назрел для полумиллионного города. Нашему городу очень важен такой объект».

 

Главный патологоанатом Набережных Челнов Ахнаф Файзуллин считает, что мест прощания должно быть несколько.

 

"Я хотел бы посмотреть на проблему с другой стороны. Мы прошли школу жизни, когда бушевала коронавирусная инфекция, приобрели большой опыт. И что он нам подсказывает? То, что такому городу, как Набережные Челны, недостаточно одного морга. В Нижнекамске два морга и  служба судебно-медицинской экспертизы отдельно. В Казани 12 моргов! В Челнах, как минимум, должно быть, как в соседнем городе», – отметил специалист.

 

По его словам, рассредоточить патологоанатомические службы необходимо в первую очередь для соблюдения эпидемиологической безопасности. Не должно быть так, чтобы все умершие, в том числе от различных инфекций, свозились в одно место.

 

«Конечно, Дом прощания в городе должен быть. И, может быть, не один. Потому что это ненормально, когда во дворе морга собирается столько людей. Не должны здесь сабантуи устраиваться. Поймите, морг – это не то место, где люди должны прощаться. У нас другой функционал. Соблюдение общественных и религиозных ритуалов в него не входит», – отметил главный патологоанатом города.

 

Ахнаф Файзуллин выразил уверенность, что власти города найдут оптимальное решение.
 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (3)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос