16+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Справочник города

Здесь вы найдете много полезной информации

Общество

«Пять «Жигулей» за один дом: сколько стоили первые коттеджи в Челнах

«Пять «Жигулей» за один дом: сколько стоили первые коттеджи в Челнах?

Чтобы в Набережных Челнах появились первые коттеджи, пришлось дойти до Совета министров СССР. Известные строители и архитекторы рассказали, как началась коттеджная застройка

Совет министров дал добро

 

В Набережных Челнах первые коттеджи начали строить с 1970-х годов, рассказал генеральный директор ООО УКС «Камгэсэнергострой» Альберт Петров.

 

– Когда приступили к возведению «КАМАЗа», был категорический запрет по стране на строительство отдельных коттеджей. Тогда и Минавтопром, и первый руководитель автомобильного предприятия Лев Васильев, и министр вышли на Совет министров СССР с просьбой для прибывающих на строительство автогиганта специалистов построить несколько коттеджей в районе Сидоровки. Добро дали. Так появился небольшой поселок на 30-40 коттеджей разного вида – одноэтажные и двухэтажные, – вспоминает Альберт Петров.

 

 Первые коттеджи на ГЭСе
 

 

По его словам, изначально коттеджи в частные руки не передавались – считались государственным жильем.

 

– В основном их распределяли Лев Васильев со своей командой. 90 процентов жильцов были руководителями «КАМАЗа». Хотя сам гендиректор там не жил. Проживал с супругой в квартире многоэтажки. Позже проживающие в этих домах их приватизировали. Они стали собственностью, передавались по наследству, я так думаю, – поделился Альберт Петров. – То же самое было, когда начинали строить Нижнекамскую ГЭС: разрешили возвести в первом комплексе на ГЭСе три-четыре двухэтажных блокированных дома. Там проживали Евгений Батенчук, Марат Юсупов и другие руководители «Камгэсэнергостроя».

 

Он напомнил, что при строительстве гидроэлектростанции в поселке ГЭС возводили первые блочные четырехэтажки: несколько домов появилось там, где магазин «Юбилейный» и кинотеатр «Чулпан», в сторону лесопосадки.

 

– При строительстве завода ячеистых бетонов возвели поселок из финских домов – щитовые, сборные, с приусадебным участком. Дома были наподобие двухкомнатных, трехкомнатных квартир. Теплые, с центральным отоплением, своей котельной. По тем временам это считалось шикарным жильем. Первыми жителями этого поселка были работники завода ЗЯБ, они пешком через мост ходили на работу, – поделился строитель.

 

Изначально в качестве строительного материала для первых домов поселка ЗЯБ использовали блоки, которые изготавливали из известняка в карьере под Альметьевском. Потом уже строили из красного кирпича.

 

 

Первые жители индивидуальных домов – заводчане

 

Как рассказал сотрудник Музея «КАМАЗа» Александр Чухонцев, в период перестройки XXVII съезд КПСС пообещал каждой советской семье по квартире или дому к 2000 году. Для исполнения постановления от 11 февраля 1988 года «О мерах по ускорению развития индивидуального жилищного строительства» на «КАМАЗе» в составе треста «КАМАЗстрой» создается СМУ по строительству индивидуальных домов.

 

– Проектирование и строительство индивидуальных жилых домов в Челнах началось в 1990 году. Решение принято руководством «КАМАЗа», когда в результате государственных изменений в стране предприятие стало юридически самостоятельным и могло позволить финансировать непромышленное жилищное строительство. Было дано задание генеральному проектировщику – «ЦНИИЭП жилища» сделать проект планировки массива в северо-восточной части города. Проект предусматривал размещение около полутора тысяч индивидуальных жилых домов в нескольких комплексах и микрорайонах – 66, 67, 68, 70, 70 А. Сегодня практически все они освоены, – рассказал заслуженный архитектор России и Татарстана Вячеслав Нилов. 

 

Упомянул архитектор и то, что при строительстве этого массива был перерыв, связанный с пожаром на заводе двигателей. Финансирование непромышленных статей расходов остановили на три-четыре года. Позже строительство возобновили. Первым, кто заселился в индивидуальный жилой дом, был генеральный директор «КАМАЗа» (с 1987 по 1997 годы) Николай Бех. Он показал пример, после него пошло массовое строительство, заселение.

 

 

Тогда мэром города был Рафгат Алтынбаев.

 

– Сделали целую серию проектов от 140 до 300 квадратных метров. Было не меньше 10 модификаций домов. Они предлагались тем, кто по спискам от заводов получал земельные участки. Приходили к нам, выбирали конкретный тип дома, затем мы его размещали на чертежах. Дома были трехкомнатные, за редким исключением – для руководства «КАМАЗа» – с пятью комнатами. С большим набором вспомогательных помещений, чего не было в многоквартирных домах, – сообщил Вячеслав Нилов. – Решения по дизайну черпали в своих головах профессиональные архитекторы, которыми я руководил.  Искали в журналах, использовали мировую практику.

 

Руководством «КАМАЗа» прорабатывался и вопрос закупки в Австрии технологии постройки сборных, блочных, готовых к заселению домов, но из-за пожара на «движках» это не получило развития. В качестве строительного материала дерево не рассматривалось, только кирпич. Также собеседники вспомнили, что за границу был направлен десант из специалистов. Изучали опыт Англии, Австрии, Германии, так как застройка коттеджей там велась не одно десятилетие. Знакомились с технологией строительства.

 

 

– У строительства индивидуальных жилых домов в Челнах 35-летняя история. Автором проекта детальной планировки был руководитель мастерской института градостроительства Юрий Наймарк. Он же и автор генплана города, – уточнил архитектор.

 

 – Результат строительства индивидуального малоэтажного строительства, начатого за проспектом Яшьлек в начале 1990 годов, сегодня можно оценить, если совершить автомобильную прогулку по микрорайонам, расположенным за этим проспектом, – дополнил Александр Чухонцев.

 

Жигули стоили 10 тысяч рублей, а коттедж – 50 тысяч

 

Эксперт по недвижимости агентства «Луна» Лилиана Куликова считает, что сегодня приобретение дома стало более доступным для населения, хотя и требует тщательного финансового планирования. Так было с Фаритом Зариповым, который, продав гараж, дачу, квартиру, начал строить дом в 66 микрорайоне в 2002 году. В 2004 году завершил строительство.

 

– Тогда было не редкостью заселяться в строящийся объект. Так было и с нами – дом еще не был достроен, а мы в нем уже жили, – вспомнил Фарит Зарипов. – Выбор на 66 микрорайон пал потому, что он находился рядом с лесом, где любим гулять и ходить на лыжах. Для нас было важно, чтобы дом находился в черте города – детям удобно добираться до школы. До автобусной остановки «51 комплекс» – 400 метров. Изначально в нашем микрорайоне был пустырь и всего несколько соседей – зачинателей строительства. Сегодня застроена вся улица. В начале 2000 годов не возникало проблем с материалами – все покупали отечественного производства. Например, кирпич привезли из Ижевска. Имелись сложности с рабочими, пытались нас обмануть: дали неверный расчет по штукатурке стен в подвале. Увидел, что цифры завышены, все замерил и пересчитал. Отдал ту сумму, которую насчитал сам.

 

По планировке и дизайну дома семье помогал родственник – архитектор Ринат Сафиуллин. В спальных комнатах предусмотрели ванные, сразу сделали мансардные окна. Изначально возвели второй этаж, с заделом на будущее, что будут гостить дети и внуки.    

 

В 2000 году, когда родился третий ребенок, приобрел недостроенный дом Наиль Каюмов. Находится он в Замелекесье, в 27 микрорайоне, где изначально было мало коттеджей.

 

– Чтобы приобрести недострой, в котором были одни стены, продали трехкомнатную квартиру. Вырученных денег и того, что было скоплено, хватило на завершение строительства. Сначала жили у родителей, потом переехали в одну комнату строящегося дома, по мере готовности – расселялись. Спустя четыре года завершили, – делится Наиль Каюмов. – В нулевых не было специализированных строительных магазинов, как сейчас. Ездили по разным базам, искали материалы. Сталкивались и с браком, и с обманом со стороны нанятых рабочих – штукатуров, сантехников. Постепенно приноровились – стали приглашать только по рекомендации.   

 

 

Своими руками он выложил камин в стиле Шерлока Холмса, сделал внутреннюю отделку, лестницу, сауну. Решение по дизайну принято на семейном совете – что-то а-ля 19 век. Есть старинное пианино, коллекция самоваров, утюгов, очень много дерева – у Каюмовых оно ассоциируется с теплом. 

 

– В доме два этажа. Для нас с супругой важно, чтобы у каждого ребенка была своя комната – это личное пространство. Сегодня они к нам приезжают с внуками. Жизнь в своем коттедже не считаю роскошью, при желании это может осилить каждый. Дом решает сразу много задач: более просторный, чем квартира, отпадает надобность в даче, так как есть участок, не нужна стоянка, есть гараж. Имеется сауна, нет необходимости платить за это дополнительные средства. Оплата ЖКХ выходит дешевле. Еще один плюс: можешь регулировать газовое отопление. Если на улице тепло, зачем обогревать дом? – пояснил владелец коттеджа. 

 

При этом Наиль Каюмов наблюдает отрицательную тенденцию:  их микрорайон не молодеет. Если пройтись по его улице, то везде в основном проживают люди предпенсионного или пенсионного возраста. Дети заканчивают учебу и уезжают в квартиры или в другие города. По его мнению, через 10 лет участки будут продаваться – старики уйдут, а дети возвращаться не планируют.

 

Жизнь в доме начинает быть интересной после 40 лет.

 

– В настоящее время такое жилье доступно семьям с устойчивым доходом и накоплениями. Чаще всего это жители 30-45 лет, решившие переехать из городской квартиры, чтобы получить больше пространства, земли и приватности для себя и детей. Инвесторы и люди, строящие дом для будущей пенсии, рассматривают такую недвижимость как актив и вложение в качество жизни на долгосрочную перспективу. Сюда же относятся приверженцы определенного образа жизни – ценители экологичности, автономности, хобби, требующие пространства – мастерская, студия, садоводство. И молодые специалисты с удаленной работой. Для них критична не близость к офису, а качество среды, наличие интернета и комфортные условия для жизни и работы, – пояснила Лилиана Куликова. 

 

Если рассматривать ценовой сегмент, то в 1990 годы стоимость автомобиля «Жигули» была 10 тысяч рублей, а камазовский коттедж площадью 200 квадратных метров стоил 50 тысяч рублей. Как рассказал Александр Чухонцев, в то время зарплата генерального директора «КАМАЗа» была
960 рублей.

 

 

Цифры

 

– Сегодня бюджет на постройку дома складывается из трех основных статей – земля, проект дома, конструктив. Средний ценник в эконом-классе – каркасные дома площадью 51-100 квадратных метра, стоимостью 3,8-6,5 миллиона рублей. В этом сегменте основная экономия на материалах и технологиях. В комфорт-классе – коттеджи из кирпича, газобетона, монолита площадью 120-250 квадратных метров стоят 8-20 миллионов рублей. 


В премиум-классе – более 250 квадратных метров – от 28 миллионов рублей и без верхнего предела. Сюда включен полный цикл «high-tech» строительства, архитектурные изыски, эксклюзивные материалы, умный дом, ландшафтный дизайн, бассейны, спа-зоны, – подсчитала эксперт по недвижимости.

 

 

Фото: Евгения Катушенок, историко-краеведческий музей, блог «Музей «КАМАЗа»

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (2)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос