ЖКХ
Что изменится, когда в Челнах исчезнут посредники между жильцами и поставщиками услуг
Почти готов законопроект, который позволит лишить управляющие компании посредничества в платежах между жильцами домов и поставщиками услуг. Как оценивают перспективу челнинцы и специалисты ЖКХ? Мнения разделились.
"Не доверяю УК"
В правительстве считают, что новый закон позволит вытеснить недобросовестные УК, которые не в полной мере рассчитываются с поставщиками ресурсов, используя деньги населения в неизвестных целях.
И такое решение поддерживают некоторые челнинцы. Пенсионер Фарит Хайруллин, житель дома 43/16, уверен: на прямые договоры надо было перейти уже давно. Он уверен, что УК и городской расчетный центр «обдирают» население.
«Не доверяю УК. Но и договор, который предлагает предприятие-поставщик коммунальной услуги, надо внимательно смотреть, проверять, прежде всего калькуляцию стоимости услуги. Согласно Гражданскому кодексу человек может целый месяц рассматривать документ, советоваться со специалистами. Кроме того, он имеет право вносить изменения, составлять протокол разногласий. Если ресурсно-снабжающая организация (РСО) не подписывает документ на таких условиях, можно обратиться в суд. Я в свое время вот таким образом выиграл суд у Геллера. В совете многоквартирного дома должны быть специалисты, которые могут защитить интересы жильцов», - считает пенсионер.
"Ничего не поменяется, будет только больше квитанций"
«Мы ведь уже работали по прямым договорам, платили отдельно за электроэнергию, - напомнила Тамара Латохина, председатель Ассоциации собственников помещений МКД .- Тогда ничего не поменялось, УК остались обслуживающим звеном между РСО и населением, ответственность с них за операции энергетики не сняли. Главный аргумент у правительства за переход на прямые расчеты с поставщиками услуг такой: искоренить УК, которые не передают деньги населения в полном объеме в РСО. Но в нашем городе УК не перечисляют деньги на свои счета, их получает ГРЦ, который и отдает их поставщикам. Что даст нам новый закон, пока трудно сказать. Хорошего пока ничего не вижу. Станет просто больше квитанций. УК все равно останутся, и ответственность за долги неплательщиков будет на их плечах. Нам придется в любом случае оплачивать услуги ГРЦ, который берет полпроцента за платежи. УК не смогут содержать многомиллионное оборудование, которое сконцентрировано в ГРЦ для распечатки квитанций. Если мы откажемся от ГРЦ, все затраты лягут в конечном итоге в тарифы».
"Мы только потеряем рычаг влияния на неплательщиков"
Лишь одно преимущество перехода на прямые договоры смогла найти директор ПКФ «Жилкомсервис» Ольга Тарнаева: вся имеющаяся задолженность дома с момента заключения договоров РСО с жителями напрямую уже не будет касаться УК.
«Но поставщики заключат договоры только на индивидуальное потребление. А вся коммуналка на содержание общедомового имущества (СОИ), которая считается жилищной услугой, остается у УК . Да и ответственность за поверку приборов учета никто не отменял. Кроме того, согласно постановлению №354 мы являемся поставщиками коммунальных услуг и имеем право отключить электроэнергию злостным неплательщикам. За счет этого мы собирали до 10 процентов долгов. Сейчас, получается, такой рычаг у нас потеряется. В регионах, где работают по прямым договорам, например, в Астрахани, собираемость за услуги ЖКХ составляет 68 процентов, у нас - 99,6 процента. Все наши УК имеют соглашения о реструктуризации задолженности перед РСО. Возможно, где-то такая система расчета за коммуналку нужна, но только не в Набережных Челнах. И самое главное, я пока не вижу схемы расчета: прибор учета в доме стоит, а кто будет соблюдать ИПУ, кто будет начислять СОИ, куда будет уходить разница? Вопрос остается открытым», - считает Ольга Тарнаева.
"Так проблему неплатежей не решить"
«Закон направлен против недобросовестных компаний, но таких у нас единицы, - высказывает свое мнение замначальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения исполкома Альфия Романова. - Это не совсем тот путь для нашего города, республики в целом. Наш - более прозрачный. Мы много лет выстраивали систему расчета через ГРЦ, а так опять возникнет неразбериха, будет масса вопросов. И самое главное – новый закон не решит проблему неплатежей, а только усугубит».
"При переходе на прямые договоры мы сильно проиграем"
Прямые договоры для компаний-поставщиков - это исключительная мера, к которой приходится прибегать в последнюю очередь, признает замдиректора филиала АО «Татэнерго»- Набережночелнинские тепловые сети Василий Головко.
«Если сегодня сбором платежей с населения занимаются управляющие компании, то по прямым договорам это придется делать всем РСО по отдельности. То есть Татэнерго будет собирать за тепло, водоканал – за воду, электрики – за электричество. Кроме того, что это неудобно и повлечет за собой дополнительные объемы работ, по нашим данным, таким как: направление претензий, почтовые расходы, содержание дополнительных юристов, программный продукт или услуги ГРЦ, то допзатраты составят примерно около 4 процентов от действующего тарифа. С ввдением этой инициативы будет разрушена жизнеспособная действующая модель управления жилым фондом. Это совершенно неприемлемо для Татарстана и Набережных Челнов, в частности, где система единых расчтных центров уже позволяет держать вопросы оплаты за ЖКУ под контролем. К счастью, в республике таких УК, как печально известная "Ключевое", - единицы. Правоохранительные органы по заявлениям ресурсников успешно предотвращают факты правонарушений и преступлений. Содержать в каждой ресурсоснабжающей организации структуру типа миниГРЦ гораздо дороже, чем иметь один городской расчетный центр", - говорит Василий Головко.
Работы прибавится у судебных приставов. Иски на злостных неплательщиков будут подавать уже не только УК, а еще три организации - НЧТС, Татэнергосбыт, Челныводоканал. А за то, что количество неплательщиков таким образом не уменьшится, высказались все наши эксперты.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)