Панорама
Мое открытие Израиля: страна, в которую хочется вернуться
В конце июля главный редактор газеты «Челнинские известия» в составе группы руководителей региональных СМИ России побывала в Израиле. Организатором поездки выступили с российской стороны «АРС-ПРЕСС», с израильской – посольство этой страны в России и министерство иностранных дел. С точки зрения обывателя это была совсем не рядовая поездка, которую обычно совершают россияне, – мы не путешествовали по святым местам и не вкушали прелести пляжного отдыха в этой стране. И хотя несколько дней мы провели в Тель-Авиве и Иерусалиме, основной наш маршрут пролегал по приграничным районам страны. Поскольку для меня эта была первая поездка в Израиль, впечатления от нее оказались очень яркими.
Цветущая пустыня
Одним из главных географических открытий в Израиле для меня стало то, что эта страна, находящаяся примерно на одних широтах с Египтом и Иорданией, в отличие от соседей очень зеленая. Помимо многочисленных полей и садов, в ней есть даже леса. И это при том, что пустыни в Израиле занимают 60 процентов территории страны. «Как это возможно?» – спросила я одного из главных организаторов нашей поездки, советника по связям с прессой посольства государства Израиль в России Алекса Кагальски. Все дело в передовой технологии опреснения морской воды, которую применяют в Израиле, пояснил он, и капельном орошении, которое здесь осуществляется. Компьютер подает воду дозированно, в зависимости от размера растения, его потребности во влаге и так далее. Именно поэтому повсюду в Израиле можно увидеть сады из финиковых пальм, виноградники, обработанные поля, которые дают по три урожая в год, теплицы с овощами.
На границе, а их мы объехали несколько – с Сирией, Ливаном, сектором Газа, легко понять, где заканчивается одно государство и начинается другое. Зеленая территория – это Израиль, желтая, выжженная солнцем – другая страна. За 68 лет, а именно столько времени прошло с момента образования Израиля, жители страны сумели превратить большую часть пустынных земель в цветущие сады. Об этом свидетельствует и статистика: если в 1922 году на этой территории было 360 тысяч деревьев, то сейчас – 280 миллионов!
Страна военных
Число военных в Израиле поначалу удивляет: парней и девушек в оливкового цвета форме с автоматами здесь можно встретить повсюду – на вокзале, городских улицах, рынке и даже на пляже. Служить в Израиле обязаны почти все: парни три года, девушки – почти два, 21 месяц. И никто не пытается увильнуть от службы, тем более что это и невозможно.
Для чего нужна обязательная воинская повинность для всех жителей страны, независимо от гендерной принадлежности, понятно: Израилю приходится существовать в недружественном окружении. Арабский мир не скрывает своей ненависти к этой стране. Если с Египтом и Иорданией после нескольких лет военного противостояния Израилю удалось заключить мирный договор, то с Сирией и Ливаном де-юре страна находится в состоянии войны. И хотя той же Сирии пока не до Израиля, опасность неожиданной атаки и вторжения преуменьшать нельзя.
Сотрудник пресс-службы Армии обороны Израиля Арие Шаликар с Голанских высот показал нам территорию по ту сторону границы. Триста деревень вдоль нее, по данным израильской разведки, являются поселениями двойного назначения: в них живут крестьяне, но каждое третье здание оборудовано как укрепленный дот, там склады оружия.
Голанские высоты – это бывшая территория Сирии, которую израильтяне захватили в ходе военных действий. Мировое сообщество до сих пор не признает право Израиля на эту землю. Не буду рассуждать на эту тему, я не политик. Но канонада (звуки выстрелов из артиллерийских орудий), которую мы слышали, стоя на этих высотах, подтверждает слова А. Шаликара: «Это стратегическая высота. Если бы эта территория не была занята нами, с нее сейчас стреляли бы по нашим городам».
Эту же мысль днем ранее высказал сотрудник министерства иностранных дел: «Если раньше Сирия и Ирак, имея сильные армии, знали, что им нас не победить, сейчас в этих странах нам приходится иметь дело с людьми, действия которых не поддаются рациональной логике».
Израиль – пожалуй, единственная страна в мире, в которой существует такой парадокс: при всей внешней нестабильности и военной угрозе, окружающей страну со всех сторон, это государство необычайно привлекательно для туристов, которые совсем не беспокоятся о безопасности. И все это благодаря ее боеспособной армии, которая выиграла все конфликты, в которых участвовала. Причем иногда израильтянам приходилось воевать на нескольких фронтах против многократно превосходящего их по численности противника.
Признание сирийской девочки в любви к израильскому доктору
Одним из пунктов программы нашего путешествия по Израилю было посещение госпиталя «Зив» на севере страны, в городе Цфат. Любая клиника в Израиле – одновременно и военный госпиталь. «Зив» по прямой находится в 15 километрах от ливанской и в 20 – от сирийской границы. Работают в клинике доктора, для которых лечение военных травм привычное дело. Александр Браславский (выходец из России), заведующий травматологическим отделением, рассказывает, что во время Ливанской войны 2006 года со стороны Израиля было ранено 1600 человек. Сейчас в госпитале тоже есть раненные в боевых действиях, но уже не израильтяне, а сирийцы.
16 февраля 2013 года израильский военный патруль обнаружил на границе с Сирией семерых истекающих кровью людей. Дилемма, стоящая перед израильтянами, была непростой. С одной стороны это граждане страны, с которой Израиль формально до сих пор находится в состоянии войны, возможно, боевики. С другой – это люди, которым нужна срочная медицинская помощь, иначе они могут умереть. В итоге эти семеро стали первыми сирийцами, которых пролечили в госпитале «Зив». Правительство Израиля приняло решение об оказании гуманитарной помощи раненым сирийцам – мужчинам, женщинам, детям. И эта программа помощи действует вот уже три года. За это время в клинике «Зив» пролечили более 600 сирийцев, большинство из которых буквально вернули к жизни.
Сейчас в госпитале Цфата находятся четверо сирийцев – трое мужчин и женщина. У мужчин ранения в ногу. У миловидной молодой сирийки – осколочные ранения спины.
Для ортопеда, профессора Александра Лернера (тоже родом из России), это не самые сложные пациенты. Бывали гораздо более тяжелые случаи: 12-летний мальчик с оторванными ногами и с опасным ранением руки, грозящим ампутацией. Ребенку сделали протезы нижних конечностей. А руку профессор спас. Ему удается сохранить раненым конечности даже в самых невероятно тяжелых случаях, которые в клиниках других стран закончились бы ампутацией. Это выглядит волшебством. И это волшебство случается почти всегда. За редким исключением.
Александр Лернер рассказал нам о таком случае. В клинику «Зив» привезли с границы 29-летнюю сирийку, мать пятерых детей – у нее было ранение ноги. Ногу можно было спасти, сделав серию операций. Но сирийка настояла на ампутации, чтобы быстрее вернуться к детям, младшему из которых пять месяцев.
«Наша работа – это камушек в построении мира в этом регионе, – скромно оценивает свой труд профессор А. Лернер. – Я надеюсь, люди, которых мы лечим, тоже проникаются этими идеями».
Как подтверждение этого, в кабинете доктора на самом видном месте висит работа из пластилина 8-летней сирийской девочки, которую он вылечил. Под картинкой девочка написала: «Я люблю тебя, доктор Александр!».
На лечение каждого раненого из Сирии Израиль тратит в среднем 15 тысяч долларов. Треть средств выделяет правительство, треть – армия, треть – сама больница. Протезирование, а протезы изготавливают каждому сирийцу, который в них нуждается, осуществляется на пожертвования израильтян, граждан других стран, общественных организаций.
Для граждан страны медицина в Израиле бесплатная – все они застрахованы, и за лечение платит одна из четырех больничных касс.
Каждый пятый житель страны – мусульманин
Признаться честно, для меня открытием стало, что в Израиле живет такое количество мусульман – 1,5 млн человек. В основном это арабы, есть также черкесы, адыгейцы, чеченцы…
Особо ярко многоконфессиональность страны проявляется в Иерусалиме. Как известно, это город трех религий, где находятся святыни христианства, иудаизма и ислама. В этом городе запросто можно увидеть, как по улице бок о бок идут ортодоксальный еврей с пейсами и бородой в черном сюртуке и шляпе и ортодоксальный мусульманин в длиннополой одежде и чалме. Город – и старая его часть, и новая – разделен на кварталы, где компактно проживают иудеи, мусульмане, христиане. Здесь много ортодоксов. Проезжая на маршрутке по еврейскому кварталу, я с удивлением наблюдала, что вся мужская часть его населения – от маленьких детей до стариков – носит кипы и шляпы, из-под которых свисают пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках). Для меня, впервые приехавшей в Израиль, это выглядело почти театрально, но я понимала, что это просто образ жизни местных людей.
В Тель-Авиве население более светское. Ортодоксов там меньше, но большое количество мусульман заметно по женской части населения, которые одеваются иначе, чем светские еврейки.
Гуляя в пятницу вечером по набережной Тель-Авива, я наблюдала, как сотни мусульман устроили пикник в городском парке у моря. И хотя в социальной жизни (на работе, в общественных местах) евреи и арабы вполне мирно сосуществуют, в личной жизни они пересекаются нечасто. К примеру, браки между ними – это сенсация, тем более что в Израиле нет понятия светского брака (то есть в загсе, как у нас, его не зарегистрируешь), только религиозный (как венчание или никах у нас).
Русская речь в Израиле – повсюду
Русскую речь в Израиле можно услышать повсюду и отнюдь не только из уст туристов, многие жители страны знают русский едва ли не лучше иврита.
Население Израиля сегодня – чуть более 8,2 млн человек. Евреев в ней 6 млн, арабов (мусульман и христиан) – 1,7 млн, еще 359 тысяч – это национальные меньшинства (друзы, черкесы, армяне и другие).
Из еврейского населения около 73 процентов родились в Израиле, а 27 процентов – это репатрианты из других стан.
По данным открытых источников, только из СССР в Израиль с момента его создания переехали 1,15 млн евреев. Естественно, эти люди говорили и говорят по-русски, знают язык и многие – дети репатриантов. Поэтому «великий и могучий» можно услышать повсюду: на рынке, в маршрутке и даже в Кнессете – израильском парламенте. Из 120 его депутатов 12 русскоговорящих. Нынешний спикер парламента Юлий Эдельштейн, к примеру, родился на Украине, а школу окончил в Костроме.
У нашей делегации была короткая встреча с этим политиком в Кнессете. Экскурсию по парламенту для нас проводил также прекрасно владеющий русским языком молодой человек – его семья когда-то переехала в страну из Молдавии.
Поняв, что русский здесь такой же ходовой, как и английский, даже на остановке общественного транспорта в Тель-Авиве я, вместо того чтобы вспоминать английские обороты, смело обращалась с интересующим меня вопросом по-русски, и почти всегда находились люди, которые прекрасно меня понимали.
Что уж тут говорить, если в Израиле есть города, где до половины населения – русскоговорящие.
Это одна из причин, почему в этой стране так хорошо чувствуют себя туристы из нашей страны. Главная, конечно, это моря – не одно, а целых три: Средиземное, Красное и Мертвое (хотя на самом деле это большое соленое озеро).
В 2014 году в Израиле побывало 630 тысяч туристов из России, в 2015-м, из-за последствий кризиса, поменьше – 430 тысяч. Поток российских туристов начал особенно расти в 2008 году, когда между нашими странами отменили визы.
Отношения России и Израиля сейчас, пожалуй, наилучшие за всю их историю. В июне этого года в Москве торжественно отметили 25-летие восстановления дипломатических отношений между двумя странами, и по этому случаю с официальным визитом в нашу страну приезжал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Р. S. Понятно, что за недельную поездку сложно узнать, а тем более понять новую страну. Так что это мое открытие Израиля никак не претендует на объективность. Но оно наверняка сподвигнет меня на то, чтобы вернуться в эту интересную страну еще раз. Ведь в Израиле столько удивительно красивых и знаковых мест: это и Иерусалим, каждый камень в котором – история, и горный Цфат, который мы так и не увидели, а только переночевали в нем, и Галилейское море (на самом деле озеро) – самый крупный источник пресной воды в стране, где любят отдыхать сами израильтяне, и Мертвое море, на которое мы заехали лишь на часок, и многое другое.
Зульфия СУЛТАНОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)