Город и горожане
Четыре секрета молодости от 70-летнего покорителя Эльбруса Александра Зотова
У известного челнинского педиатра Александра Зотова нет заграничного паспорта, и он ни разу не был за рубежом. При этом он заядлый путешественник. В честь собственного 70-летнего юбилея Александр Зотов во второй раз поднялся на самую высокую гору Европы – Эльбрус. Журналист «Челнинских известий» узнал, в чем секрет молодости и особой энергии известного врача.
– Александр Николаевич, разрешите начать с комплимента - вы на 70 лет совсем не выглядите. Скажите, почему свой юбилей вы решили связать с Эльбрусом?
– Другого варианта просто не было: нынче мой 45-й сезон в горах. Был на Памире, Кавказе, Тянь-Шане, Урале, Алтае, западной вершине Эльбруса. За семейным «круглым столом» решили, что в этом году пойдем покорять восточную часть Эльбруса. Желающих отправиться в поход был 21 человек – это дети, внуки и родные, все тренировались в течение года. Как назло, за месяц начались препятствия: то один заболел, то другой. В итоге в августе отправились в дальнюю дорогу вчетвером. Ехали в Минеральные Воды на машине 30 часов без остановки. Уже на месте к команде присоединилась челнинка, которая живет в Москве. Разместились в поселке Терскол, сначала пять дней тренировались, привыкали к горному воздуху. Потом начали подъем на Эльбрус. По тропе с нами шли более ста туристов – немцы, поляки, французы. На заветной площадке мы были в 9 часов утра, восхождение начали в 3 утра. Ветер, мороз обжигающий, но все были безумно рады. Обратно спускались часа три. Как отметили? В кафе кофе попили.
– На вопрос «В чем секрет вашей молодости?» вы неизменно отвечаете: «Регулярный секс». Вы так шутите?
– Какие шутки? Это еще в 90-х годах в Челнах на лекциях известный врач-сексопатолог Вячеслав Маслов говорил перед переполненным залом, где, в основном были женщины. Есть четыре основных принципа, помогающих сохранить здоровье: сбалансированное питание, физическая активность, полноценный 8-часовой сон и секс. Это основа нашего здоровья, к тому же научно обоснованная. Без этих принципов в 30-40 лет можно выглядеть, как старик или старушка. Вот и делайте выводы.
– Мужчина – педиатр, вообще-то, редкость. Почему выбрали эту профессию?
– Я родом из хулиганского поселка Юдино на Волге, вырос в учительской династии – бабушки, дед, тети, родители преподавали в школе. Я сомневался, куда поступать. За неделю до экзаменов в вуз на семейном совете вспомнили, что в роду были и земские врачи. Так и решили: мне нужно стать хирургом или терапевтом. В 1966 году поехал в Казанский мединститут, увидел у дверей лечфака толпу абитуриентов. Я не из тех, кто стоит в очередях, поэтому пошел к кабинету, где не было очереди, там принимали документы на педиатрический факультет. Так я и выучился на детского врача. Распределили в поликлинику поселка Юдино, и работа участкового педиатра мне понравилась, хотя приходилось не считаться со временем, добираться на грузовике по бездорожью до заболевшего ребенка. Через два месяца получил назначение заведующим этой же поликлиникой с коллективом из четырех врачей. Меня трудно чем-то удивить, но я ахнул, узнав, что в поликлинику тайком приходил мой дед, директор школы Александр Николаевич Нараев. Сидя в коридоре, он слушал мнения мамочек о враче Зотове. К счастью, хвалили больше, чем критиковали, и нахлобучек от строгого деда я миновал.
– Надо же, как быстро выбились в начальники.
– И сам не заметил. Хотя у меня была возможность стать судмедэкспертом – таинственно выглядели выезды с чемоданчиком на места происшествий. Но быстро понял – это не мое, страшно видеть в день по 20 трупов. Потом работал на кафедре медвуза, где начал заниматься наукой. Там отговаривали, но я вернулся к детям, и ни разу не пожалел.
– Чем привлекли Челны?
– В должности завполиклиникой с трудом выдержал шесть лет – замучили отчеты, административная работа. Как-то коллега предложил поехать в Челны – город, где дают жилье. Легко согласился, ведь тогда мы с женой и годовалой дочерью жил в бараке. Позади уже 30 лет в городе Набережные Челны и есть, что вспомнить: за годы работы главным педиатром, начальником отдела по вопросам материнства и детства управления здравоохранения города мне сделали 30 выговоров и три раза снимали с должности. Сейчас я не обижаюсь, а тогда даже плакал. Первый выговор был связан со смертями младенцев в роддоме. Думали, инфекция виновата, оказалось, они замерзли в холодных помещениях с трубами, вмонтированными в стены. Я – педиатр, что в этом понимал? Снял свою табличку с двери, а мой шеф Дамир Ахмадуллович Гараев говорит: «Повесь обратно, ты думаешь, на нашей работе медали дают?»
– Как получилось, что в командировку в Таджикистан в качестве главного специалиста минздрава, вы полетели с маленьким сыном, а жена осталась в Челнах?
– Сыновей должны воспитывать отцы. Николаю было пять лет. Мы два года жили с ним в Таджикистане. В 90-х годах меня направили главным специалистом Минздрава СССР в республику, выделили самолет для поездок по местности с 3 миллионным населением, где пришлось решать проблемы, связанные с высокой младенческой и материнской смертностью – после родов, сепсиса, абортов. Я даже попал под прицел мафии, когда раскрыл схему краж машин «скорой» при поликлиниках. Пригрозили по телефону: если выступлю на коллегии минздрава, то сына больше не увижу. Я испугался и увез сына в Казань. В тот же день вернулся обратно в Таджикистан и выступил, скандал был большой. Как видите, я жив-здоров, все обошлось.
– Как вы оказались в частной медицине?
– Выйдя на пенсию в 60 лет, я день провел дома в тишине. Потом позвонила хорошая знакомая Лариса Танова, до этого она год уговаривала меня прийти на работу в ее частную клинику. Я – бюджетник, частную медицину не понимал. При этом мне всегда нравилось что-то придумывать. Успешными получились мои проекты: для беременных - «Сонатал», для подростков - «100 вопросов и ответов», «5 шагов в здоровый образ жизни», «Союз отцов», детский отряд скаутов. Все же я пришел в частную медицину, но не оставил своего увлечения интересными делами. Так появились проекты «На прогулке с доктором» и «Школа мужа и жены» при ЗАГСе.
– Существуют атрибуты состоятельного мужчины: живет в коттедже, ездит на крутой машине, отдыхает за рубежом. Вы же ходите пешком или на велосипеде, престижные европейские курорты остались без вашего внимания. Тем не менее, язык не поворачивается сказать, что в вашей жизни что-то пошло не так…
– (Смеется) Я к крутым не отношусь. Живу в обычной пятиэтажке поселка ГЭС. Считаю себя главным помощником дворника: мое любимое занятие подметать двор в 6 утра, держу в подъезде веник и совок. Насчет машины и мысли не было: зачем вкладывать деньги в железную коробку и переживать за скорость, бензин и техобслуживание? За границу не ездил, у меня даже нет загранпаспорта. Дело в том, что я никогда не равнялся на других, живу по своим представлениям. Компьютер включаю раз в день на работе. Интернет не признаю, по-прежнему читаю газеты и журналы. В моем понимании, настоящие мужчины – те, кто умеет работать руками. Поэтому когда-то и создал вместе с соратниками «Союз отцов», где мы подсказываем, направляем родителей к общению с сыновьями. В начале октября выезжаем в лес, где папы и дети пилят и рубят дрова, разводят костер и готовят еду. К сожалению, сейчас много разведенных семей, отцы самоустраняются от воспитания детей. Как результат – мальчики растут тепличными. Мама-одиночка не способна вырастить из сына мужчину.
– Но ведь у вас два развода и три брака?
– Есть моменты, когда супругам не надо выяснять отношения, а лучше взять тайм-аут и помолчать. Благодаря этому проблема разрешится сама. Не скрою, у меня трудный характер, ведь я аккуратист, люблю, чтобы вещи были на своих местах, даже в походном рюкзаке. Ушел от двух жен, потому что они, умные, целеустремленные, стали руководителями и, к сожалению, принесли в семью командный тон общения. Первая была сверстницей, вторая младше на 10 лет, а третья – на 20. Никаких обид, мы все дружим, часто встречаемся у меня на даче, на днях рождении детей, которые живут в Челнах и не раз ходили со мной в горы. Профессии они выбрали сами: Наталья и Лидия – педагоги, Николай – организатор частной «скорой». Я уже богатый дед – у меня шесть внуков.
– В следующем году опять отправитесь в горы?
– Понял, что пора заканчивать с горными походами – возраст дает знать. Мечтаю на следующий год купить путевку в круиз и на белом теплоходе прокатиться по Волге или Каме. Буду любоваться природой, читать книги и сочинять новые песни под гитару.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)