Общество
Привет или без привета: как не прослыть хамом в мессенджерах
«Челнинские известия» поговорили со специалистом по этикету, членом Международной ассоциации консультантов по этикету и коммуникациям и ведущей «Этикет-бранча» Софьей Вайсберг о культуре онлайн-переписок
По данным ВЦИОМ, общение молодежи происходит преимущественно через мессенджеры, вытесняя живую коммуникацию (61 процент против 33 процентов). Большую часть потребностей мы сейчас закрываем с помощью смартфона: чтение книг, просмотр фильмов, отслеживание трансляций, и конечно же, общение.
Цифровая коммуникация успела обрасти правилами поведения и этическими требованиями. Можно ли не здороваться? Уместно ли сокращать слова? И что делать с любителями голосовых сообщений?
«Челнинские известия» поговорили со специалистом по этикету, членом Международной ассоциации консультантов по этикету и коммуникациям и ведущей «Этикет-бранча» Софьей Вайсберг о культуре ведения онлайн-переписок, актуальных правилах общения в мессенджерах.
Здороваться – обязательно
Эксперт подчеркивает, что этикет как наука о правилах поведения идет в ногу со временем.
– Ещё пять лет назад специалисты по этикету обсуждали, как правильно поступить: сначала звонить незнакомому человеку или писать сообщение. На сегодняшний день ответ однозначный — незнакомцу мы сначала пишем.
Отвечая на вопрос о других частых этических ошибках, эксперт отмечает игнорирование простого «здравстуйте» или «привет»
– Самыми распространенными ошибками могу назвать отсутствие приветствия, – отмечает собеседница. – Кроме того, очень часто люди сталкиваются с тем, что не получают ответа на сообщения.
В свою очередь, в перечень базовых правил приличия спикер обязательно включает необходимость здороваться в начале онлайн-диалога, умещать одну мысль в одно сообщение, благодарить за уделённое внимание, отвечать на сообщения. Если же речь о телефонном разговоре, то важно не просто уметь кратко излагать мысли, но и активно пользоваться этим навыком.
Софья подчеркивает: в любой коммуникации важно учитывать «контрольные» вопросы на старте переписки или звонка. Например, «удобно ли вам говорить?». Вместе с тем, не рекомендуется использовать формулировки «не отвлекаю ли я вас?», «не побеспокою?».
– В переписке такие вопросы не нужны – это связано с психологией, – уточняет Софья. – Во-первых, грубая подстройка снизу, а во-вторых, программирование человека на негативное отношение к вам с самых первых слов.
Еще один совет: нередко вежливые уточнения «удобно ли вам говорить?» используются формально, и не всегда пользователь по ту сторону мессенджера готов терпеливо дожидаться ответа прежде, чем задать следующий вопрос. Эксперт считает, что это нетактично. Иными словами, продолжить «говорить» прежде, чем собеседник дал положительный или отрицательный ответ на самое первое уточнение, является нарушением, даже в формате онлайн-сообщений.
Огрызки слов
Другая напасть – любовь пользователей к смайлам и стикерам, а также – голосовым сообщениям. Нередко переписка настолько засорена графическими и голосовыми месседжами, что это вытесняет письменную речь. Однако, с точки зрения грамотного и уважительного общения, использование подобных инструментов абсолютно неуместно в деловой переписке и от этого следует отказаться. В категорию «запрещено» также относятся и различные сокращения, которые вошли в письменную речь – будь то «спс» вместо «спасибо» или «дд» вместо «добрый день». Общение «огрызками» слов демонстрирует неуважение к оппоненту, подчеркивает собеседница.
Корпоративный справочник хорошего тона
Отдельного внимания заслуживает корпоративная культура и общение между начальником и подчиненным. Как утверждает специалист по этикету, идеальное сообщение в подобном варианте взаимоотношений включает: приветствие, кратко сформулированный вопрос. А вот подпись в формате «С уважением, …» – излишество, актуальное лишь для официальных писем.
– Корпоративную культуру общения надо развивать, это актуально. В каждой организации она своя, и иногда не соответствует правилам делового этикета, – подытожила Софья.
Эксперт считает прекрасной идеей привлекать в компании специалиста в области этикета, способных помочь в создании «экологичной» корпоративной культуры.
Что делать с хамами?
А если вы сами столкнулись с некорректным поведением в переписке? Самое главное, не следует делать замечаний, – считает столичный консультант. – Грамотнее молча сделать соответствующие выводы о собеседнике и решить, следует ли и дальше вступать в контакт с невоспитанным человеком.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)