Город и горожане
В Челнах мало людей, которых можно отнести к среднему классу
Что показали социологические исследования о доходах и запросах горожан в 2018 году, «Челнинским известиям» рассказывает кандидат экономических наук, известный в городе социолог, директор Центра маркетинговых исследований Елена Машкова.
При проведении массовых опросов на любую тему, мы обязательно включаем такую характеристику как доход, и по итогам каждого года составляем так называемую пирамиду доходности. Не трудно представить, что экономический кризис в конце 2014 года отразился и на жизни челнинцев. Сказалась зависимость экономики города от одной отрасли - автомобилестроения. Если к 2014 году более 30 процентов семей имели бюджет 50 тысяч рублей и выше, то в 2015 году таких горожан стало значительно меньше: только каждая седьмая челнинская семья могла причислить себя к среднему классу, высокодоходных и вовсе был 1 процент. По данным 2015 года, столь же высокой оказалась доля бедного населения, она составила 71,6 процента от всех челнинцев. Из них 19,2 процента испытывали проблемы с питанием, 35,3 процентов с покупкой одежды для всех членов семьи, 25,8 процентов говорили, что не смогут пробрести, например, телевизор в случае поломки старого. Тогда у многих людей не было даже малейшей подушки безопасности.
В последующие годы финансовая состоятельность горожан стала восстанавливаться. Хотя нужно учитывать, что курс национальной валюты тогда снизился в два раза: 50 тысяч рублей в 2014 или 2015 году означало, что семья получает порядка 1,5 тысячи долларов, сегодня - 800 долларов.
Что мы имеем на сегодня? Как показали исследования, ситуация в 2019 году повторяет ту, что была в 2015 году. По меркам российских социологов и экономистов , чтобы семья не испытывала финансовых трудностей на одного ее члена должно приходится не менее 300 долларов, то есть на семью из 4 человек - 1200 долларов, по нынешнему курсу это чуть более 77 тысяч рублей. И это только нижняя граница среднего класса. У нас же 19,1 процент респондентов имеют доход на семью до 20 тысяч рублей, тогда как прожиточный минимум двоих взрослых и двух детей должен быть примерно 42 тысячи рублей (10+10+11+11). Сами люди признают, что «денег не хватает даже на питание. Мы еле сводим концы с концами». А это уровень нищеты. Прожиточный минимум – 40-50 тысяч рублей на семью имеют 2/3 челнинских домохозяйств (57,7 процентов). В социологической науке считается, что это крайне бедные люди. На верхушке доходной пирамиды находится 24,7 процента челнинских семей – это те, кто имеет семейный бюджет от 50 тысяч рублей и выше. Но если сохранять логику в расчетах и подходить с мерками, которые предлагает социология, семья из 4 человек должна иметь не менее 300 долларов на человека, ее доход должен составлять порядка 77 тысяч рублей в месяц. Реально богатыми в городе являются 1,5-2 процента населения.
У остальных высокие доходы можно поставить в кавычки, они и есть тот самый средний класс. Представители этого класса владеют недвижимостью и автомобилем, два раза в год выезжают за границу, в любой момент могут позволить себе и детям оформить и оплачивать ипотеку или автокредит. Они чаще всего имеют высшее образование, занимаются умственным трудом либо предпринимательством. Они очень мобильны, поедут туда, где предлагают высокооплачиваемую работу. Деньги вкладывают в собственное образование, профилактику здоровья, а не в лечение, готовы отдать деньги в программы личностного роста, тренинги.
Средний класс несет на себе определенную общественную нагрузку. Благодаря ему формируется спрос на качественные услуг и товары выше среднего уровня. Этот класс стимулирует современные производства, создает и претендует на высокопроизводительные рабочие места. А что такое высокопроизводительный труд в структуре экономики города? Это современные производства , они дают высокую заработную плату, налоги. Средний класс не будет жить в грязи, без хороших дорог и общественных пространств. Так же он формирует социально- политическую стабильность в обществе.
Средний класс станет расти в Челнах только тогда, когда изменится общая социально-экономическая и политическая ситуация в стране. Люди очень рассчитывают, когда отвечают на наши вопросы, что мы, социологи, можем стать связующим каналом между людьми и властью. Так происходит в передовых странах, где этот коммуникационный диалог налажен, где принципиально стоит задача развития предпринимательства. У нас в стране власти очень много говорят на тему развития бизнеса и предпринимательства, а реально делают шаги, которые их удушают, а значит, не дают полноценно формироваться среднему классу.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)