Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Реклама
Бессмертный полк
  • 22 мая 2020 - 16:25
    Бессмертный полк проходит онлайн
    Завершая акцию «Бессмертный полк», «Челнинские известия» расскажут о ветеранах войны, работавших в разные годы в редакции газеты «Челнинские известия» («Трактор», «Коммунизм байрагы» - «Знамя коммунизма»).
    3
Последние комментарии
Реклама
Культура

Валентин Ярюхин: «Без театра можно обойтись»

Беседа главного режиссера русского драматического театра «Мастеровые» с ведущим программы «Культурный город Армандо Диамантэ» на телеканале Эфир-ТНТ крутилась, как всегда, вокруг темы культуры, но в результате охватила много сфер нашей жизни и получилась очень интересной. Чего стоит одно признание Валентина Никитича, что без театра можно обойтись!

/content/images/4fcbc4125432d1338754066.jpg— Валентин Никитич, мы с вами знакомы уже давно, с тех пор, когда я учился в Казани в институте культуры. Правда, всего один год, потом перевелся в Москву, в институт кинематографии. Каково же было мое удивление, когда, приехав на работу в Набережные Челны, я узнал, что вы здесь! Как у вас такой прыжок из института культуры в «Мастеровые» произошел?
— В 2000 году меня пригласили в «Мастеровые» ставить «Плутни Скапена» по Мольеру. В 2004 году, когда Ильдар Халиков попросил театр показать лучшее, что есть, выбрали этот спектакль. Мэр обеспечил зал публикой, а билет стоил 2000 рублей. Пришли бизнесмены — серьезные люди в кожаных пальто. Халиков вместе с ними посмотрел «Плутни Скапена», и после этого уже было принято решение о присвоении «Мастеровым» статуса муниципального театра, о передаче нынешнего здания, о котором все работники театра все время говорили, мол, вот бы нам его себе взять. Собственно с этого театр и стал таким, какой он есть сейчас.
— Какова средняя наполняемость зала?
— У нас первый год был очень сложный, поскольку никто о театре еще ничего не знал. Сейчас независимо от того, играются ли детские спектакли, или взрослые, средняя наполняемость составляет 80-90.
— Ползала?
— Почему ползала? Процентов! Говорю же, сначала было тяжело, а какой-то перелом я почувствовал после того, как мы поставили «Очень простую историю» Марии Ладо. Это такой хит у нас получился, что мы его сыграли уже более 100 раз. Это при том, что играем-то мы его всего два года.
— Как вы считаете, ваши зрители — это такой постоянный контингент?
— Честно говоря, я не проводил таких исследований, хотя было бы очень интересно понять и узнать это. Думаю, что одни и те же люди не могут смотреть спектакль 100 раз. Хотя есть зрители, которые приходят на один и тот же спектакль по нескольку раз. Но два-три — это все-таки не 100. У меня есть версия, что, возможно, наш зритель — это определенный слой общества. 6-8 процентов населения, интересующихся театром, с одной стороны, очень мало, но с другой — вполне достаточно для того, чтобы заполнить зал на 150 мест.
— Вы считаете, такого зала достаточно для Набережных Челнов?
— Я, к сожалению, не знаю, сколько человек проживает в городе.
— Полмиллиона.
— Тогда 150 мест, конечно, явно недостаточно! Допустим, в Органном зале 800 мест, он же заполняется. Другое дело, что должны быть и большие, и малые залы. Дело в том, что есть театральные истории, предназначенные для разного количества зрителей.
— Валентин Никитич, скажите, вы считаете, что театр — это один из инструментов пропаганды культуры? Для чего вообще театр нужен?
— В принципе, можно вполне обойтись без театра. Культура — это очень объемное понятие. Чтобы как-то обозначить ее границы, я расскажу один анекдот советских времен и приведу отрывок из одного фильма, тогда все станет ясно. Анекдот такой. В 70-е годы Чехословакия заказала на ленинградском судостроительном заводе океанский лайнер. Наши спрашивают: «На хрена вам океанский лайнер, у вас же нет выхода к морю?» А чехи говорят: «Мы же не спрашиваем у вас, зачем вам министерство культуры?» (Смеются.) Это вот одна граница.
Если вы видели фильм «Прощание с Матерой» по Распутину, то там есть потрясающий эпизод. Из-за строительства водохранилища затопляют остров, люди уезжают, оставляя дома, попросту сжигают их. В фильме есть очень длинный эпизод, в котором показывается, как старуха моет свою избу: скоблит некрашеный пол, вешает новые белые занавесочки. А завтра она уйдет, и все это сожгут! Вот это что такое? Она неграмотная старуха! Это культура?
— Культура!
— Вот я боюсь, что это единственный, ну, что ли... вид культуры, а все остальное — антураж. Вот это настоящее! Культура — это твое мироотношение!
— То есть вы хотите сказать, что культура это, прежде всего, такие люди, как эта старуха, а не министерство культуры?
— Да, да! И когда вы задаете вопрос прохожим на улице: «Ходите ли вы в театр?», то это еще собственно не показатель, потому что можно быть культурным человеком и не ходить в театр! Это ни о чем не говорит.
— А можно ходить в театр и быть некультурным!
— Да, и быть идиотом! Или вот, допустим, тоже очень показательный пример. В 1987 году, когда Андрей Миронов умер на сцене во время гастролей в Риге, закрыли занавес, сообщили, какое случилось горе, и все молча разошлись. В 2002-м в Малом театре та же самая ситуация повторилась с Виталием Соломиным. Произошел жуткий скандал, когда зрителям сказали, что второго акта спектакля не будет из-за того, что актера увезли в реанимацию. В Риге не было никакого скандала. И вот начинаешь думать и сравнивать. Время, конечно, было другое, менталитет народа был совершенно другой, все-таки то была Рига, а здесь Москва, и уже совершенно другая эпоха. С другой стороны, и цены на билеты были разные!
— Валентин Никитич, смотрите, в советские годы было детское кино, сейчас его нет вообще! «Приключения Электроника» канули в Лету. Единственный вид искусства, который может донести до ребенка какие-то идеалы, сегодня театр?
— Мы понимаем, что другой публики у нас не будет, кроме сегодняшней мелюзги, и надо ими заниматься. Вы понимаете, в сегодняшней ситуации вложения в культуру — это не просто длинные деньги. Это же непонятно, как должно вернуться. То есть я не знаю, может, и не вернуться вообще.
— А как без этого? Что мы получим, если не вкладывать деньги в культуру?
— Вложения в культуру в советские годы составляло ноль целых хрен десятых от валового объема производства, но сейчас и этих денег нет.
— В этом-то и весь парадокс! Если глубинно разобраться, все зависит от культуры: и уровень преступности, и здравоохранение — всё! А культура финансируется по остаточному принципу. Потом мы дружно вкладываем деньги на борьбу с преступностью, на восстановление детских площадок, которые раздолбали...
— Я очень давно думаю над тем, а почему такая агрессия у нынешних пацанов к собственной стране? Ну ладно, страна огромная, никто не знает, где она начинается и где кончается. Но город! Кто-нибудь ощущает, что это его город, его дом? Мне порой кажется, что все ждут какой-то поезд, который завтра придет и увезет нас куда-то далеко! И никто не думает о том, что здесь жить нашим детям.
— А как разбудить человека? Как сделать так, чтобы у него была потребность не намалевать на заборе слово из трех букв, а пойти в театр? Что сказать подросткам, которые около подъезда пьют пиво, чтобы они бросили свои бутылки и пошли в театр?
— Я не знаю.
— Как вы относитесь к фразе, что талантливый человек талантлив во всем?
— Я думаю, что ни одна фраза не является исчерпывающей, окончательным диагнозом, она всего лишь версия. Потому что нет ни одной универсальной фразы. Поэт в России больше чем поэт или меньше? Крылатые фразы очень быстро становятся стереотипом — вот что опасно! Поэтому я не думаю, что талантливый человек обязательно талантлив во всем.

Программу «Культурный город с Армандо Диамантэ» можно посмотреть каждую пятницу в 19 часов.


Своими словами

Учитель мой Анатолий Васильев наставлял студентов-режиссеров: «Когда вы стоите перед актерами, в вас должно быть нечто такое, до чего им еще тянуться и тянуться». Я бы адресовал это и актеру, стоящему перед зрителями — он, по сути дела, добровольная жертва, отважно подвергающий свою душу и тело довольно-таки рискованному эксперименту ради того, чтобы сидящие там, в темноте зрительного зала узнали о себе что-то совсем иное, приобрели неведомый доселе опыт.
Добавим — с безопасного для них расстояния...
Театр многолик. Еще это и захватывающее путешествие от самого себя к фантому-образу. От эскиза, замысла к тому весьма приятному во всех отношениях моменту, когда одна атмосфера на сцене сменяется другой... От текста к воплощенному слову. От персоны к персонажу, наконец, и все мы, обитатели микрокосма по имени «театр», являемся в той или иной степени заложниками этого полного приключений путешествия.
Мое началось с актерского курса Кишиневского института Искусств, пролегло через полдюжины театров и достигло дверей ГИТИСа, который счел возможным видеть меня в своих стенах, на режиссерском факультете. Трехлетняя стажировка в театре «Школа драматического искусства» и постоянные гастроли позволили расширить границы не только географические, а дальше... Дальше, видимо, уже просто не смог остановиться: Ростов-Иркутск-Казань-Северодвинск-Уфа-Пермь... Пожалуй, если суммировать все «версты–мили», то на кругосветку хватит.
Помимо трех десятков постоянных спектаклей, автор двух сборников стихов — «Хроника бегущего» и «С точки зрения птиц». Член Союза российских писателей.

Из личной странички художественного руководителя на сайте театра «Мастеровые».



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Главное
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Топ-5
Реклама
Реклама
Актуальное видео
  • 20 мая 2020 - 13:51
    По нацпроекту «Культура» школы искусств РТ получат инструменты на 106 млн рублей
Реклама
Фотогалерея
  • Пожар в Арарате
  • Масленица-2019
  • Фестиваль цветов - 2018
  • День строителя - 2018
  • "Сабантуй - 2018"
  • "Бессмертный полк" 2018
  • День Победы 2018
  • Первомай
  • Субботник - 2018
  • Панихида по погибшим в Кемерово
Реклама
Новости партнеров
  • 30 апреля 2020 - 10:20
    Как выбрать хлеб, который поможет укрепить иммунитет
    Сейчас мы вынуждены менять свои привычки: реже выходим из дома, ведем менее подвижный образ жизни, реже читаем позитивную информацию. Все это сказывается на общем самочувствии. Чтобы его улучшить, порой, достаточно обратить внимание на простые продукты, среди которых – ХЛЕБ. Давайте разберемся, какой ХЛЕБ повышает иммунитет и не навредит фигуре.
    0
Блоги
  • 30 марта 2020 - 11:10
    О звездах
    Разговор с Пьером
    Надежда Бельцова
    4
Опрос
Реклама