ЖКХ
Чем старшие по домам отличаются от председателей ТОС
Институты старших по домам и ТОС (территориальных общественных самоуправлений) появились в городе лет 5-7 назад. Эта небольшая, но активная часть населения, вокруг которой завязаны интересы жителей многоэтажек, УК, ЖЭКов, районных администраций, городских властей.
Председатели ТОС и старшие по домам— проводники общественного мнения, при этом многим челнинцам эти люди неизвестны. Самих активистов это не смущает: одним нравится общественная работа, другим приходится заняться ею вынужденно, чтобы защитить интересы собственников.
Когда очень много вопросов к УК
Старшая по дому 18/15 Татьяна Афанасьева говорит, что она непризнанный управляющей компанией управдом, хотя официальный старший по дому есть, но он назначен ради галочки.
«Мы, собственники, решили, что будем сами бороться за свои права, - рассказала Татьяна Афанасьева. - У нас очень много вопросов к УК. Я завидую домам, где чистота и порядок. У нас не так. В 2008 году был сделан капитальный ремонт, после этого ни разу ни одного текущего ремонта не было, хотя положено каждые 5 лет его проводить. Нет и обустроенной дворовой территории, хотя место расположения дома – прекрасное».
Положение ухудшилось после того, как компанию продали московским собственникам, считает Татьяна Афанасьева.
«Может быть, люди привыкли, что за них все решат, закрыли дверь в квартиру и все, не хотят голову заморачивать общедомовыми проблемами. Проводя собрания, приходится стучать в двери, порой безответно. А встретят в лифте, в подъезде, так начинают высказывать недовольство, - отметила сложности своей работы старшая по дому.
Несмотря на то, что потраченные нервы и время, работа старших по дому не оплачивается, для этого нужно решение собрания жильцов.
Председателя ТОС лучше слышат
ТОСы в меньшей степени занимаются вопросами ЖКХ. Благоустройство, забота о ветеранах и социально незащищенных жителях, организация праздников в микрорайоне – вот вкратце их задачи. Марина Залялиева стала председателем ТОС 26 комплекса после того, как была старшей по дому 26/23.
«Старшей по дому была пять лет назад, было всего пять лет назад: парковочных мест не было у дома, ОДН людям начисляли высокие. Мы на собственные деньги обустроили парковку. Сейчас эту проблему можно решить благодаря различным программам софинансирования ТОС, - считает опытная активистка Марина Залялиева.
Теперь она, как председатель ТОС, помогает старшим по домам заявиться на различные конкурсы в городе: «Дом образцового содержания», «Лучший подъезд», «Лучший цветник». ТОСы же заявляются на гранты республики и Президента РФ.
Статус у ТОС более весомый, если старшего по дому не услышат, председателя ТОС — обязательно.
«Сколько раз старшие по дому 26/26 обращались в ЖЭК, Челныводоканал, чтобы заменили деформированные крышки канализационных колодцев, но помощи не получили. Пришлось подключиться мне, как председателю ТОС, и коммунальщики отреагировали. ТОС— это хороший инструмент воздействия», - говорит Марина Залялиева.
Она отмечает, что среди старших по домам есть активные и пассивные люди.
«Активным приходится тяжело, у них идет постоянное противостояние с УК. Но они ведь требуют лишь исполнения законов, ничего лишнего. Если не будет таких контролеров со стороны общественности, если старших по домам убрать, порядка в этой сфере совсем не будет», - считает председатель ТОС Марина Залялиева.
Ей работа с людьми нравится. К тому же председатель ТОС получает оплату за труд. Это ежемесячная фиксированная субсидия в размере 18750 рублей «грязными», без вычетов налогов.
А что думают в УК?
В управляющих компаниях к активным жителям относятся как к партнерам.
«Мы стараемся опираться в своей работе на ТОС и старших по домам. Не реже одного раза в квартал встречаемся с ними, отчитываемся, что сделано, и обсуждаем предстоящие задачи. Это наши коллеги, мы так к ним обращаемся, - говорит Вячеслав Карпов, заместитель гендиректора УК «Электротехников». – Ведь цель то у всех одна - создать комфортные условия для проживания в микрорайоне».
Да, общественный контроль над работой УК должен быть, согласен жилищник. Таким образом, УК узнает о чаяниях жителей. Но люди бывают разные.
«Многие считают себя знатоками ЖКХ, учат нас, специалистов, работать. Вот сегодня, например, пришла жалоба от жителей, что в соседней квартире развелись тараканы, мыши. Люди забывают, что у управляющей компании нет полномочий проводить дезинфекцию квартир, услуга не предусмотрена договором управления многоквартирным домом. Но жалобы на нерадивых жильцов продолжают приходить и нас обвиняют в бездействии», - говорит Вячеслав Карпов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)