18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Блоги

Макбет: почему зрители уходили из зала кинотеатра

Саша Миллер ,
0

С фильмом «Макбет» у меня сразу установились особые отношения, располагающие ко сну и безмятежности (но как же я ошиблась!) – сеанс начался поздно вечером, а в самом непопулярном зале кинотеатра собралось меньше десяти человек.

И прокатчиков, и зрителей понять можно – картина хоть и заслужила десятиминутные аплодисменты на каннском фестивале, но оказалась недостаточно привлекательной для массовой аудитории. На «Макбета» не пойдешь просто для того, чтобы интересно и приятно скоротать вечер. Во время просмотра не будешь легкомысленно хрустеть попкорном или чипсами и с хлюпаньем запивать их колой. А еще не будешь тут же обсуждать происходящее на экране с теми, кто пришел с тобой смотреть этот фильм. Потому что все перечисленное (даже если разум этого не понимает) на интуитивном уровне покажется неуместным и почти кощунственным.

«Макбет» – фильм для людей, настроенных на анализ и размышления, готовых сосредоточиться и улавливать в каждой фразе и каждом взгляде определенный смысл. Это фильм для ценителей Шекспира, потому что его создатели постарались максимально точно следовать тексту одного из самых противоречивых произведений мировой драматургии. А еще – это фильм, который прочно засядет в голове на несколько дней, если хоть на минуту пустить его в свои мысли.

Как оказалось, я сама немножко переоценила свои возможности – мое внимание постоянно отвлекалось от происходящего на экране, и усилием воли я возвращала себя обратно. Эх мы, современные зрители – нам подавай экшен да красивую картинку, и тогда мы поставим фильму высший балл…

Так чем же «Макбет» нам не угодил?

Во-первых, сценаристы решили четко следовать оригиналу и внесли в текст минимальные сокращения и дополнения. Но нужно помнить, что действие в средневековой Шотландии и действие в современном мире – это две разные вещи. Несколько столетий назад время текло медленнее, событий происходило куда меньше, и Шекспиру трагедия «Макбет» могла показаться прямо-таки перенасыщенной яркими моментами. Что же видит современный зритель? Динамика сведена к минимуму, даже батальные сцены показаны размеренно и заторможенно, герои часто остаются одни и разговаривают сами с собой или с окружающими предметами.

Во-вторых, в уста персонажей вложена не обычная разговорная речь, понятная современному человеку, а шекспировский текст, насыщенный витиеватыми метафорами и эпитетами. Мои уши не всегда успевали воспринять сложные зарифмованные фразы и преобразовать их в более приемлемую форму. Вот и представьте себе картину – мало того, что актер стоит в кадре один и обращает свой взор к недавно убиенному противнику, так еще и говорит замысловатым языком… После очередной такой сцены два человека встали и вышли из зала.

В-третьих, действие происходит на фоне угрюмой шотландской природы, не располагающей к романтическим настроениям. Ни свежей зелени, ни ярких цветов, ни ослепительного солнца – только серое небо и грязно-зеленоватые скалистые горы. Атмосфера тяготит, постепенно захватывает в свои лапы и не дает вырваться… Отдельных слов стоят и костюмы героев – ни одной запоминающейся детали, ни одного яркого лоскутка – все серо, грязно, но добротно и даже величественно. Наверное, именно в таких одеждах и ходили свободолюбивые шотландцы несколько веков назад. Цвет вообще играет важную роль в фильме – по экрану разливаются то черные, то серые краски, и в финальной сцене полотно картины вспыхивает ярко-алым цветом, знаменующим моральное и физическое уничтожение Макбета.

И вот когда мои тоска и скука, навеянные происходящим на экране, сливаются в единое целое, я понимаю, что этот фильм прекрасен.

Он прекрасен своими мнимыми недостатками, которые на самом деле являются достоинствами. Режиссер Джастин Курзель не побоялся быть отверженным большой аудиторией – он рискнул раскрыть ей многогранность и полноту шекспировского мира, не опустился до ее уровня, а потянул ее за собой.

Прекрасна устрашающая реалистичность картины – достаточно сдержанная и деликатная для того, чтобы не стать приевшимся натурализмом. Чего только стоят мелкие, но такие важные детали – кустарные изображения ангелов в деревянной мрачной церкви, грубая домашняя утварь в скромных жилищах, шрамы и оспины на лицах угрюмых шотландских воинов. Отталкивает и привлекает сочетание христианских и языческих обрядов – герои считают себя христианами и ходят в церковь, но при этом на глаза умерших складывают монеты и сжигают их на костре.

Но самое важное достижение фильма – его актеры. Сколько сил нужно было потратить для того, чтобы найти такие удивительные типажи и стереть с них малейшую принадлежность к современному миру?.. Ни один актер не выделяется на экране излишней красотой или гламурностью и очень органично вписывается в канву картины. И если Шон Харрис и Джек Рейнор словно были рождены для того, чтобы играть роль средневековых воинов, то над Майклом Фассбендером гримерам, несомненно, пришлось немало потрудиться. Однако как он справился со своей задачей! Ему, интеллигентному и сдержанному, удалось выйти за границы своей личности и создать яркий образ Макбета – воителя, переступившего через понятия о чести и долге и последовавшего за честолюбивыми мечтами. Его Макбет безумствует, кричит, бьется с противником, страдает от чувства вины – и мы это делаем вместе с ним, даже если это против нашей воли. Очень интересно наблюдать за тем, как из благородного и смелого человека Макбет-Фассбендер превращается в безжалостного труса, одержимого одновременно манией величия и преследования.

16+

И кто же, кроме Марион Котийяр, смог бы составить ему достойную пару? Французская актриса смогла вжиться в роль шотландской красавицы с демоническим нравом, но при этом показала и ее чисто человеческие черты – сострадательность, самоотверженность, решительность. Она утонченна и при этом очень естественна – с минимумом грима, морщинками вокруг глаз, зачастую заплаканными глазами. Другими словами, она – прекрасна. И ее красота образует значительный контраст с тремя ведуньями – нескладными уродливыми женщинами, время от времени появляющимися из ниоткуда перед Макбетом. Их лица испещрены шрамами, руки худы и костлявы, а голос заставляет содрогнуться.

А еще в «Макбете» прекрасна музыка. Кажется, что она не замолкает ни на минуту, и вся картина сопровождается одним и тем же мотивом в различных вариациях. Порой ее равномерное звучание надоедает и начинает раздражать, но без этой мелодии «Макбет» не был бы настолько близок к шекспировской реальности.

Уходила из кинотеатра я в полночь, сопровождаемая мыслями о том, как легко переступить грань дозволенного и превратиться из человека в чудовище.

Обязательно пересмотрю этот фильм – не сейчас, но через пару месяцев. И буду смаковать каждое слово, каждую деталь, чтобы не упустить ничего из того, что по неразумности и лени не заметила при первом просмотре.

 

Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • На что у вас аллергия?