Бизнес
«Очереди из производителей иномарок на границе России пока нет»

В России активно обсуждают приход покинувших нас автобрендов. Удастся ли им повторно войти на наш рынок, разбирались «Челнинские известия».
Уже которую неделю подряд не утихают разговоры о возможном возвращении в Россию иностранных автомобильных брендов. Обсуждают эту тему все подряд – от водителей до производителей машин.
Многие эксперты уверены: даже если это и случится, то уж точно не в краткосрочной перспективе. Во-первых, российский авторынок за три с лишним года, когда началось ужесточение санкционной политики, более-менее адаптировался к новым условиям. На смену ушедшим брендам пришли другие, в основной массе китайские. Подросли объемы производства отечественного автопрома. Во-вторых, покинувшим нас компаниям будет крайне трудно оперативно наладить производство и продажи в России. Ввиду отсутствия локализации выпуска у них не получится составить достойную конкуренцию главенствующим сейчас в нашей стране производителям из Китая.
«Челнинские известия» побеседовали с представителями авторынка и узнали, что они думают о возвращении брендов.
Просто так вернуться не дадут
Директор автосалона «Автореал 16» Ильдар Назмутдинов отката назад не исключает, однако он не будет таким простым.
– Как ранее сказал первый зампред правительства РФ, прежде чем эти бренды захотят вернуться, они должны будут выполнить ряд условий, в том числе создать дилерские центры в новых регионах и в Крыму. Только в этом случае их вновь запустят на рынок. Плюс, когда они ушли, бросили все свои гарантийные обязательства. Этот вопрос тоже должен быть урегулирован. Поэтому, я думаю, что простого возвращения не будет, – заявляет Ильдар Назмутдинов.
Собеседник издания также привел пример с известной французской автокомпанией.
– Условно возьмем корпорацию «Рено», у которой было прописано право обратного выкупа. Если она захочет вернуться, она должна будет возместить «АвтоВАЗу» вливания, которые были на момент отсутствия. Подпишутся ли под это французы – вопрос, – размышляет руководитель автосалона. – В любом случае, каждый бизнесмен с большим интересом смотрит в сторону неохваченных рынков. Раз Россия в этом не задействована, они все захотят сюда вернуться. Бизнес – это не политика, и нужно четко разделять эти понятия. Другое дело, что просто так сюда никому не дадут вернуться.
На это уйдет не один год
По словам блогера и главного редактора портала «Автосправочная» Азата Булатова, вероятность возвращения иностранных брендов, покинувших Россию, существует. Однако многие эксперты сильно торопят события, отмечает собеседник.
– Никакой очереди из производителей иномарок на границе РФ пока нет. Они, возможно, и рады бы, но санкции никто не отменял, и это не в компетенции автопроизводителей. Думаю, даже если какой-то из брендов примет решение о возврате назад, на это уйдет не один год. Во-первых, на многих заводах корпораций, покинувших страну, сейчас уже налажено производство других автомобилей. Взять тот же «Москвич», в который вложено столько сил и средств. Во-вторых, российская сторона неоднократно заявляла о том, что для возврата брендов будет выставлен целый ряд довольно серьезных условий – не каждый производитель на это согласится, учитывая потенциальные объемы продаж в России. Кроме того, Минпромторг вложил много сил в локализацию и импортозамещение, поэтому легким возврат иностранных брендов точно не будет: поддержку «АвтоВАЗа» никто не отменял, – поясняет Азат Булатов.
Автоэксперт считает, что в числе первых могут вернуться массовые корейские и японские бренды. Также нужно понимать, что не будет больше никаких бюджетных KIA, Hyundai или Skoda.
– Многие автолюбители думают, что смогут купить Solaris дешевле «Весты». Естественно, это не так. Достаточно посмотреть, как за эти несколько лет проиндексировали ставки утильсбора и ввозных пошлин, чтобы понять: дешевыми иномарки точно не будут. Да и отечественная «Лада Веста» сейчас уже давно дороже двух миллионов рублей. К тому же, многие уже «распробовали» относительно доступные китайские модели, современные версии которых не уступают европейцам, а в чем-то даже превосходят. Поэтому, когда на наш рынок придет условная Skoda Octavia с ценником 4-5 миллионов рублей, купит ее явно лишь какой-то ярый фанат этой марки. Если же говорить не о массовом сегменте, а о премиум-моделях, их и сейчас без особых проблем можно привезти под заказ по параллельному импорту. Учитывая их цены и покупательскую способность клиентов, даже «золотой» утильсбор в этом случае не является особым препятствием, – заключает Азат Булатов.
«Влажные фантазии»
Более категоричным оказался президент Ассоциации автомобильных дилеров РТ, собственник компании «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров. Он считает все разговоры в настоящее время преждевременными.
– Пока рано говорить об этом. Все это больше походит на влажные фантазии. Безусловно, и клиенты, и дилеры - все хотели бы вернуться в прошлое, но его уже нет. Сейчас это все можно расценивать даже как информационный вброс. Проверяют реакцию разных сторон. Да, новость интересная с кричащими заголовками, люди читают и обсуждают. Но вестись, думаю, пока на это не стоит. Стопроцентно могу сказать, что назад пути не будет, – прокомментировал Руслан Абдулнасыров.
По мнению, некоторых экспертов, выступавших в федеральных СМИ, иностранные автомобильные бренды вернутся в Россию не ранее 2028 года. При этом спрос на эти машины будет невысоким, уверены специалисты. Причина в повышенном утилизационном сборе. Потребителей готовых переплачивать за свою любовь к вернувшемуся бренду будет не так много.
В топе мировых лидеров
По итогам 2024 года Россия вошла в топ-11 мировых лидеров по объему реализации автомобилей. Несмотря на отставание от США, Китая, Японии, Южной Кореи и ряда других стран по объемам, авторынок России сохраняет привлекательность для иностранных производителей благодаря своему высокому потенциалу.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)