18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Город и горожане

Возвращение домой, или Истории похищения четырех челнинцев

Возвращение домой, или Истории похищения четырех челнинцев

…Казалось бы, столько лет уже прошло после жутких событий, в которых оказались в разное время четверо челнинцев, похищенных бандитами, – Анатолий Геллер, Равиль Галлямов, Булат Баязитов и семилетний Мансур Икрамов. За них переживал, волновался и помогал, чем мог, весь город. И они были освобождены. О том, как сейчас сложилась их жизнь, постаралась узнать наш корреспондент Ляля Гайфутдинова.

Похитители три месяца следили за студентом Анатолием Геллером

1 июля 1999 года Набережные Челны потрясло сообщение об исчезновении 21-летнего Анатолия, старшего сына одного из известных в городе людей, начальника Горжилуправления Якова Геллера. Студента Набережночелнинского пединститута захватили в его машине, когда он ждал маму. На этом же автомобиле трое мужчин вывезли его в лес за город. В этот же день в кузове «КАМАЗа», заваленного досками, переправили в Мордовию. Оттуда на специальном «КАМАЗе» с тайником для перевозки людей доставили в Чечню.


Освободить его из плена удалось через два месяца – 7 сентября. Говорят, что эта история стала единственным в стране доказанным и доведенным до суда делом о захвате заложника и вывозе его в Чечню.


После неожиданного исчезновения Анатолия милиция и добровольцы прочесали весь город, близлежащие посадки и лес. Нашли автомобиль, который приобщили к материалам уголовного дела. Только через месяц, в августе, в квартире Я. Геллера раздался первый звонок из Чечни с требованием выкупа. Отец собрал сумму 320 тысяч долларов. Руководители многих предприятий города перечислили тогда по сто и более тысяч рублей, помощь шла со всей страны. Анатолий был освобожден из плена с помощью сотрудников КГБ Татарстана и ФСБ Ингушетии, руководителя чеченской общины Челнов.


Ни одного интервью вернувшийся домой челнинский заложник не дал, да и отец всячески избегал расспросов. Уже потом стало известно, что он почти два месяца находился в подвале вместе с Владимиром Яциной – фотокорреспондентом ИТАР-ТАСС. Заложникам днем не разрешалось разговаривать, поэтому беседы тихо велись по ночам. Именно Яцина, по мнению Геллеров, поддержал их сына в трудные месяцы его жизни. После освобождения отец с сыном съездили в Москву и сообщили его жене, что муж жив. (В 2000 году чеченцы его убили).


Похитителей Анатолия Геллера спецслужбы арестовали спустя год после совершения преступления. На скамье подсудимых оказались трое – они проживали в Челнах, обучались в скандально известном медресе «Йолдыз», где и получили задание найти в городе человека, за которого можно было бы получить выкуп. Наблюдение за молодым человеком они вели в течение трех месяцев, ежедневно отслеживая маршрут его движения. Руководителя этой челнинской операции и одного его пособника осудили на 20 лет лишения свободы, третьего – на 12 лет.


После возвращения домой Анатолий Геллер через год защитил диплом в пединституте, начал работать инженером-программистом в ПЭЖУ, куда ему порекомендовал пойти отец. После переезда в Казань вместе с родителями молодой человек получил разностороннее образование – закончил юридический факультет КГУ, Московскую академию государственного и муниципального управления РАГС при Президенте РФ. Владеет английским, польским, украинским языками. В мае прошлого года он был назначен заместителем министра информатизации и связи РТ. Ему – 31 год. Анатолий Геллер женат, у него есть дочь.


«В любой ситуации ты сам себе должен помочь»

Из всех похищенных представителей бизнеса в нашем городе из рук бандитов «тагирьяновской» группировки удалось вызволить лишь Булата Баязитова, одного из владельцев фабрики «Булай» и завода безалкогольных напитков «Алиса».


Он был заложником три с половиной месяца – с 9 июня по 27 сентября 2003 года, за него требовали выкуп в 3,5 миллиона долларов (в три раза больше, чем за генерального директора ОАО «КАМАЗ – Металлургия» Виктора Фабера).


Предпринимателя Баязитова в заложники взяли ночью, завязав глаза, на машине долго перевозили с квартиры на квартиру. Единственный раз разрешили позвонить по сотовому телефону, и он передал родным, что за него требуют выкуп. Условия были ужасные – Булат Баязитов был за руку прикован наручниками к батарее, глаза ему залепили скотчем. Его избивали, подвергали пыткам и издевательствам, запрещали разговаривать, особенно жестко вели себя после попытки побега.


Кормили скудно, даже воду давали редко. Еще хуже стало после того, как был взят под стражу главарь «тагирьяновской» банды. Не имея возможности связаться с ним, охранники, видимо, не знали, как поступить с заложником дальше. Сразу занервничали.


– Я тут же почувствовал, что наступила развязка, – рассказывал после освобождения Б. Баязитов. – Среди охранников возникла паника, и они заговорили, используя условные слова.

Предпринимателя удалось освободить живым. Во время операции были задержаны семь человек.


Неприятный момент в своей жизни Булат не вспоминать не может, ведь такое из памяти нельзя вычеркнуть. Уважение вызывает то, что ему не понадобилась помощь психолога: он сумел самостоятельно выйти из стрессовой ситуации.


– Я по натуре спокойный человек, – говорит он. – Думаю, никакой, даже опытный, психолог не сможет помочь, если ты сам себе не поможешь. До заточения я, как и другие, думал, что жизнь крутится вокруг меня. Сейчас на нее смотрю реальнее. Что бы ты ни планировал, чего бы ты ни хотел, жизнь идет сама по себе...

Хобби Булата Баязитова – путешествия. Вот и сейчас он далеко от дома.


«Я выжил, потому что очень переживал за родителей...»

Летом 1998 года челнинские строители УС «Автозаводстрой» находились в командировке — возводили в городе Карабулаке Ингушетии газотурбинную электростанцию. Днем 13 июня заместитель директора предприятия Равиль Галлямов выехал в аэропорт – встретить коллег, приехавших на смену. Неожиданно на машину, которую сопровождала охрана, напали вооруженные бандиты в масках и увезли его в неизвестном направлении. Домой наш земляк смог вернуться только через два с половиной года — 6 января 2001 года.


В течение всего этого времени бандиты перевозили челнинца из одного холодного подвала в другой. В дорогу выезжали по ночам через каждые три месяца, надевая на глаза пленника повязку.


– Я потерял ориентацию во времени, – вспоминает Равиль Галлямов, – в первое время не мог есть и здорово похудел. В зависимости от того, у кого жил, меня кормили или хорошо, или плохо, ведь у многих и для себя не хватало еды. Бывало, в день давали по одной помидорине и кусочку хлеба. Но один раз охрана увеличила паек вдвое и сообщила, что это «подарок» на мой 50-летний юбилей (паспорт находился у бандитов, и, видимо, они заглянули в него). Меня они называли «ценным товаром» и требовали выкуп вначале в миллион долларов, потом в 500 тысяч. Часто угрожали – если, мол, не заплатят деньги, то меня разрежут на кусочки и выкинут в ущелье на съедение орлам.


Когда начались боевые действия, бомбежки и обстрелы, пленника срочно перебросили в горы. Там он работал пастухом, жил у деда, который хотел ему помочь вернуться домой и познакомил с мирными чеченцами, собиравшимися ехать на лечение в Ингушетию. Вместе с ними челнинец перешел горы, а потом сумел убежать и самостоятельно добрался до трассы. На попутке доехал до Карабулака и спрятался у знакомых ингушей, работавших вместе с ним на строительстве электростанции. Сумел дозвониться до генерального директора УС «Автозаводстрой» Александра Евдокимова, сообщить о своем местонахождении. А потом уже дом, где он находился, окружили спецназовцы группы «Витязь», и челнинца вывезли из укрытия.


– Я словно из одного века перешел в другой, – говорит Равиль Галлямов, – многие события узнал, посмотрев телевизор. Конечно, изменился внешне: сбросил 15 килограммов. Что мне помогло выжить? Я очень боялся, что буду без вести пропавшим, родители от переживаний за меня умрут с горя. Было желание во что бы то ни стало увидеть и обнять маму, которая ждала и молилась за меня. После возвращения в Челны, худой и бледный, сразу же поехал к родителям в Мамадышский район. Там и набирался сил, хотя на работе предлагали поехать в санаторий. Сейчас чувствую себя хорошо, скоро буду поздравлять маму с 90-летним юбилеем, а отцу уже 94! Так что, надеюсь, тоже буду долгожителем.


Оказавшись на свободе, в первое время Равиль Камилович пугался даже проезжавших мимо машин – чудились бандиты с автоматами. Говорят, время лечит. Сейчас он более охотно, чем раньше, рассказывает о плене. Постоянно в дороге – с прошлого года практически живет в Казани и домой приезжает лишь на выходные. Будучи заместителем генерального директора ОАО «Камгэсавтозаводстрой», курирует строительство объектов Универсиады-2013.


Мансур решил учиться в кадетской школе

21 июля 2000 года Мансура Икрамова, игравшего во дворе дома, похитили и вывезли из Набережных Челнов в Кыргызстан. Ехали на машине, на поезде... Четыре месяца семилетний мальчик провел вдали от родителей. Домой он прилетел на самолете, который приземлился в аэропорту «Бегишево» поздно ночью 27 ноября.


Заложником Мансур стал из-за разборок отца с компаньоном по бизнесу, который вышел на связь с его родителями и потребовал денег, угрожал, что иначе ребенок будет продан.

Сотрудники ФСБ разыскали пропавшего ребенка в кишлаке, где он целыми днями пас стадо, и перевезли в Бишкек. Здесь его приютил в своем доме генерал-лейтенант Владимир Молчанов, представитель ФСБ России в Кыргызстане.


– Я была самой счастливой женщиной на Земле, когда мне передали сына, к тому же это был День матери, – рассказывает Зульфира Габдулхаевна. – Только когда он вернулся домой, я стала спокойно спать.


Стрессовая ситуация дала о себе знать – Зульфира тяжело заболела, получила инвалидность. В связи с этим ей часто приходится проходить лечение в больнице. Повзрослевший сын переживает за маму и нежно заботится о ней.


А вот на здоровье сына плен, к счастью, не отразился. Единственное, Мансур стал немногословным.


– Он у меня – домашний, очень любит собак, ухаживает за черепахой и не пропускает ни одной телепередачи «В мире животных», – говорит мама.

О времени, которое он провел в плену, Мансур говорить не любит, но часто вспоминает о тех днях, которые провел у Молчанова.


– Мы довольно часто созванивались с Владимиром Васильевичем, посылали ему гостинцы, – делится Зульфира Габдулхаевна. – Жаль, что после его переезда не удалось узнать его новый номер телефона. Мансур до сих пор помнит, как дядя Володя подстриг ему отросшие волосы, читал книги, купил теплую одежду и игрушки – домой он вернулся с большим автомобилем. Кстати, он до сих пор хранится у нас как память.


Сейчас Мансур учится в десятом классе кадетской школы № 82. Старается получать хорошие оценки. Поделился, что есть у него мечта – стать актером, он всегда принимает участие в школьных постановках. Правда, на вопрос: «Что думаешь делать после окончания школы?» – ответил: «Не хочу далеко уезжать от дома, поэтому буду поступать в челнинский вуз».

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос