Город и горожане
Почему челнинец, 18 лет прожив во Франции, никогда не будет скучать по этой стране
Судьба челнинца Валерия Казакова несколько раз совершала головокружительные виражи. Последний из них помог ему переоценить себя и свою жизнь. Уже будучи зрелым человеком, в 47 лет он женился на француженке и 18 лет жил в этой стране. А выйдя на пенсию и разведясь, он вернулся в Челны. И ничуть не жалеет о сделанном выборе. Почему? Выяснял наш корреспондент.
Детство провел в пятиквартирном бараке
Семья Казаковых жила в Челнах на улице Студенческой (бывшей Кутузова) в пятиквартирном бараке. Когда Валерию исполнилось 17 лет, вместе с друзьями он уехал учиться в Нижнекамск, ребята решили получить рабочую специальность. Немного поработав на местном комбинате за зарплату в 40 рублей, молодые люди поехали искать счастья и махнули в Санкт-Петербург. В городе на Неве Валерий женился, у него родилась дочь. Но жизнь не заладилась, он вернулся в Челны, потом снова уехал в Питер. И только после 20 лет одиночества на одном из семинаров по сахаджа-йоге Валерий встретил француженку Франсуазу и после проведенного вместе отпуска во Франции, осенью 1995 года, он переехал к ней насовсем. Так в жизни 47-летнего мужчины началась новая полоса, которая продлилась 18 лет.
От Руана до Дранси
Валерий совсем не знал французского языка, с женой общался на английском, которым немного владел. В провинциальном Руане, где начала свою жизнь семейная пара, выучить язык оказалось не так просто, а это значит, что не так легко было найти и работу.
- Я начал самостоятельно изучать язык по словарю, потому что хотел попасть в школу, где иностранцев обучали французскому. Но был большой конкурс, и я не прошел тестирование. А без знания языка невозможно было найти работу. К тому же в то время во Франции у многих были проблемы с работой. Тогда безработных было около четырех миллионов. Так получилось, что и моя жена осталась без работы. У них с сестрой был свой магазин, но бизнес не пошел, пришлось магазин продать, чтобы рассчитаться с долгами. Она получала пособие по безработице в 3 тысячи франков. Так мы жили на эти деньги, питались всего два раза в день. Воспоминания о том времени у меня связаны с постоянным чувством голода, - признается Валерий.
Прошло около двух лет, пока кто-то не подсказал Валерию и Франcуазе перебраться в Париж. Так они переехали к знакомым под Париж, в Монфермей. Там наконец-то Валерий смог поступить в школу, чтобы изучать французский.
- Учился около полугода и получал по 4,5 тысячи франков пособия в месяц. Теперь мы жили на мои деньги, что тоже не спасало, поэтому в итоге мы перебрались в город Дранси, где я наконец устроился электриком на временные работы. Однажды меня направили устанавливать кондиционеры в офис. Директору так понравилось, как я сделал работу, что меня взяли в эту фирму на постоянной основе. В этой компании я проработал 12 лет, до самой пенсии. Компания крупная, выполняла заказ даже в аэропорту Шарль-де-Голль. Очень достойные условия работы: предоставляли 50-процентную скидку за проезд, бесплатно рабочую одежду, обед, пять недель оплачиваемого отпуска. Зарплата сначала была 1400 евро, потом прибавлялась, кроме того, выплачивали премиальные.
Красивая страна, обманчивые люди
- Франция - красивая страна. Любой город и даже маленькие деревни имеют свой шарм. Много лесов, травы, очень много парков. Люди любят гулять. Там нет такой официозности в отношениях «я начальник – ты подчиненный», как у нас. Все просто. Меня руководитель компании называл месье Валерий, я его месье Копар. Внешне очень приятные люди. Они улыбаются, говорят красивые слова - так у них принято. Но я бы не стал доверять французам, они могут предать. Меня не раз обманывали и в семье, и на работе. Например, еще в начале моей жизни во Франции уволили только из-за того, что я русский, при этом заплатили только треть полагающейся суммы. Я поехал в отпуск в Россию с обидой. Думал, что больше не вернусь после этого во Францию. Но потом все-таки решил вернуться, чтобы помочь дочери, которая осталась в Питере, встать на ноги, - вспоминает Валерий.
Развенчал Валерий и мифы, сложившиеся вокруг французских женщин. Он считает, что они черствые и очень практичные. При этом много внимания уделяют внешности.
- В семьях там принято, что жена отчитывается перед мужем в своих тратах, если брала деньги с его счета, предъявляет чеки. В России такое просто представить невозможно. Моя жена тоже так делала, но я видел, что иногда она мне вместе с новыми чеками дает и те, что уже один раз показывала. Что касается внешности, то нашу даму как ни одень, она намного красивее. Наши женщины интеллектуальные, сильные духом. Я не раз думал, находясь там, они никогда у нас не смогут выиграть войну. Фальшь в отношениях стирает все позитивное впечатление. Я уверен, что никогда не буду скучать по Франции, - признается Валерий.
Немного экономики
Все эти годы Валерий жил на съемных квартирах. В Париже съем стоит более 1 тысячи евро в месяц, в Дранси, в 15 километрах от Парижа, 580 евро. Цены за аренду жилья повышаются каждый год, растут они и на энергоресурсы - газ, свет, воду. Если на двоих семья получала 3100 евро, то больше 1 тысячи уходило за квартиру, и еще 200-250 евро за газ, свет, воду. Также ежегодно съедали деньги налоги за машину, за телевизор, налоги на доходы.
- Когда мне исполнилось 60 лет, я хотел уйти на пенсию. Но тогда бы я получал намного меньше, чем после ухода в 65. Доработал до 63 лет. Потом заболел раз, потом еще раз. Хозяева этого не любят. И меня попросили уйти добровольно, выплатив пособие по безработице в 18 тысяч евро. И еще два года платили по 1 тысяче евро - мне хватало, - говорит Валерий.
Привык к улиткам, но скучал по супу
Кстати, он до сих пор не смог себе объяснить, почему во Франции так много пожилых людей и почему французы так мало болеют.
- Я не знаю, почему так происходит, ведь медицина у них менее профессиональная, чем в России, правда, аппаратура используется высшего уровня. Может, все дело в морепродуктах и вине, которые так любят французы, - рассуждает он.
Хотя у него за все 18 лет так и не появилось привычки есть традиционную для этой страны пищу.
- Сначала я брезговал есть улиток, но потом привык. Попробовал и лягушачьи лапки в ресторане. Вкусно. Там в домашней готовке часто используют полуфабрикаты, а суп вообще не варят. Я по нему очень скучал, бывало, сам делал блины, - вспоминает Валерий.
Возвращение
После выхода на пенсию Валерий все-таки решил вернуться в Россию, больше того, в Челны. Развелся с Франсуазой, разделил имущество. Ей осталась новая машина и еще не выкупленный дом, который они приобрели совместно за 68 тысяч евро.
- Когда я стал получать одну пенсию в размере 400 евро, а это недостаточно для проживания во Франции, отношения наши изменились, - объясняет Валерий разрыв с женой.
В прошлом году он купил скромную однокомнатную квартиру на ГЭСе, сделал ремонт. Получает пенсию восемь тысяч рублей, которую успел оформить в один из приездов в Россию. А вот французскую пенсию ему перечисляют на счет во Франции. К сожалению, в нашей стране иностранный трудовой стаж не засчитывается при начислении пенсии.
- Сейчас я просто наслаждаюсь жизнью - родной город, рядом живут друзья, сестры, братишка. Хотя приходят и грустные мысли – оставаться одному в этом возрасте не хотелось бы, - уже настроен на новый этап жизни наш герой.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)