Город и горожане
«Его смерть не была случайной»: на Кипре скончался молодой художник из Челнов
Этой осенью в картинной галерее Набережных Челнов откроется выставка молодого талантливого художника Вадима Кукушкина, чья жизнь неожиданно оборвалась на острове, куда он уехал за вдохновением.
Родные и друзья до сих пор не могут прийти в себя. Их «солнечный мальчик» канул в Лету в расцвете лет – в 31 год, оставив после себя картины, неосуществленные замыслы и сына, который бредит живописью. «Наши гены», – говорит о внуке бабушка Ирина Кукушкина.
«Его с раннего возраста тянуло к рисованию»
Ирина Кукушкина сама непрофессиональный художник. Будучи заводским работником, иногда писала картины. И когда в далекие 90-е заметила у маленького Вадима тягу к рисованию, лишь улыбнулась: «Мой сын». По словам матери, свой первый рисунок Вадим показал ей в полтора года. В два с половиной уже использовал краски.
- Я тогда поняла, что у ребенка талант. Но нужно было, чтобы его оценили профессионалы, – вспоминает мама.
В четыре года Вадима отдали в театральную школу – все преподаватели были в восторге от него. Но мальчика тянуло к живописи. И Ирина Владимировна отвела его в художественную школу №1, которую сын закончил на отлично.
- Он постоянно рисовал, делал это одержимо, часами. Вообще был перфекционистом и трудоголиком. Каждой картине, наброску отдавал всего себя, – говорит Ирина Владимировна.
При этом в школе Вадим никогда не был изгоем, одноклассники его не считали ни «ботаном», ни «фриком». Учителя запомнили Кукушкина как крайне интеллигентного мальчика, который был настолько лучезарным и спокойным, что к нему все тянулись.
- Его называли «солнечным мальчиком». Вроде затертое выражение, но Вадиму оно подходило, как никому другому, – говорит Ирина Кукушкина.
Учился Вадим хорошо, закончил школу с серебряной медалью. Решил поступать в Камский институт искусств и дизайна. Как человек обстоятельный, готовился к поступлению серьезно. Поступил и с первого курса был на устах всех преподавателей.
В картинах – лишь робкая надежда
Будучи студентом КИИД, Вадим провел персональную выставку «Иной в системе» в ДК «Энергетик», защитил на «отлично с похвалой» дипломный проект и открыл еще одну персональную выставку в картинной галерее Набережных Челнов. Не каждый профессиональный художник города может себе это позволить, а он смог.
Сам Вадим позже вспоминал, что в выставочных картинах у него было много студенческого максимализма, даже агрессии. Он тогда увлекался «постапокалиптикой» и хотел показать, как люди будут выживать после глобального происшествия в полуразрушенном мире. Человеческая природа сильнее катастрофы – такой была его ключевая мысль.
Позже художник как бы переформатировался внутренне. Вадим по-прежнему писал полуразрушенные, забытые городские экстерьеры, деревенские пейзажи, но стал находить в них какое-то очарование, видеть необычное, передавать свою любовь к «следам времени». Как он говорил сам, его стали интересовать не детали, а атмосфера, настроение, ощущение прекрасного в забытых людьми и богом уголках.
- Творчество Вадима Кукушкина радует неравнодушным взглядом на окружающий мир. В нем нет следования моде. Ему одинаково интересны и живая природа («Грачи. Болдино»), и постиндустриальный мир («Завод») с промзоной и коробчатой архитектурой («47-й комплекс»). В его пейзаже нет ни умиления, ни безысходности. Есть осторожная надежда на свет, – так оценил его выставочные работы известный художник Хамза Шарипов.
Мало кто знает, что Вадим Кукушкин разрабатывал дизайн-проект экстрим-парка «Гренада». Его мама бережно хранит картину, написанную гелевой ручкой, которая завоевала гран-при на престижном международном фестивале. Вадим Кукушкин участвовал в конкурсе мебельных идей с проектом барных стульев, выполненных с помощью одной линии, в его архиве до сих пор хранятся эскизы театрального интерьера, он работал над дизайном компьютерных игр – макетом разрушенный крепости особо гордился, занимался дизайном роботов, выпускал рекламные ролики и продолжал писать постапокалиптичные картины.
Пропал, через два дня нашли мертвым
На Кипр Вадим поехал за вдохновением, душевным комфортом, говорит его мама. На тот момент он уже был женат и имел сына. Семья прожила на острове пять лет. Кукушкиных все там устраивало. Вадим работал в крупной компании, кроме этого брал заказы, свободного времени почти не оставалось, но он пытался найти его для написания картин, мечтал провести персональную выставку.
- Мы с ним часто и подолгу разговаривали по телефону. Обсуждали и обстановку в мире, и проказы внука. Градимир (так назвал сына Вадим – прим. ред.) души в папе не чаял, во всем ему подражал, очень рано пристрастился к рисованию, – рассказала Кукушкина.
То, что с сыном беда, Ирина Владимировна почувствовала сразу, как только тот перестал брать трубку. Жена Вадима сказала, что он ушел из дома, никого не предупредив. Два дня искали. Потом нашли мертвым.
Ирина Владимировна до сих пор теряется в догадках, что могло случиться.
- Мой знакомый следователь предположил, что его смерть не была случайной. Это либо покушение, либо причинение смерти по неосторожности. Но полиция Кипра ничего расследовать не стала. Там сейчас царит русофобия. Местные правоохранители сделали все, чтобы поскорее закрыть дело, – сообщила мама художника.
У отца Вадима после страшного известия произошел инсульт. Мать была вся в хлопотах по вывозу тела с острова. Небо после начала спецоперации закрыли. Еле удалось организовать перевозку через ОАЭ. Помогли в компании, где работал Вадим. В Набережных Челнах поддержку при проведении похорон оказали на ПРЗ.
Сейчас Ирина Владимировна живет будущей выставкой сына. Она должна пройти в картинной галерее Челнов этой осенью.
- Вадим многое не успел сказать этому миру, но сделал достаточно, чтобы быть оцененным в родном городе, – считает она.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)