Город и горожане
Истории челнинцев, до сих пор торгующих на вещевых рынках
Многие уже забыли времена, когда на рынке покупали все: от мебели и одежды до стиральных порошков и кастрюль. Примерка джинсов на картонке зимой была испытанием, но владельцам торговых точек приходилось изо дня в день работать в мороз, зной и дождь. Газета «Челнинские известия» решила узнать, почему они торгуют до сих пор, и изменилось ли что-нибудь в жизни «челноков» за эти годы.
Большая часть владельцев торговых павильонов на рынке оказались очень закрытыми для общения. Часть предпринимателей была категорически против разговоров об их деятельности, другая половина вежливо отказывалась от продолжения диалога. Как стало ясно потом, диалога не получалось, потому что многие мыслили себе совсем другое будущее. Зачастую челнинцы, работающие в этой сфере, имеют высшее образование и вполне могли бы сделать карьеру в иной отрасли, но пойти работать на рынок решились не от хорошей жизни.
Елена, 40 лет
Как рассказала «Челнинским известиям» Елена, в этом бизнесе она работает более 18 лет. Заниматься торговлей на рынке решила в конце 90-х – начале 2000-х. Перед тем как сменить сферу деятельности, владелица торговой точки получила среднетехническое образование по специальности «Техник-технолог» и работала на одном из заводов города, но не на КАМАЗе.
Елена рассказывает, что сегодня в сфере торговли произошли кардинальные изменения. На этом поприще стало больше конкурентов. Это связано с приходом в бизнес крупных вещевых гипермаркетов. Покупатели за это время тоже изменились: некоторые уходят в поисках более низких цен в сетевые магазины, но есть постоянные, которые не изменяют своим привычкам и отовариваются на рынке.
Ника, 43 года
За плечами у Ники три образования: музыкальное, техническое и педагогическое. С 1995 года заниматься бизнесом на рынке челнинка решила для того, чтобы прокормить семью.
"Не платили заработную плату, было нечем кормить ребенка и себя, вот и пошла на рынок. У нас тут практически все с высшим образованием", – признается собеседница.
Ника уверена, что сейчас Комсомольский рынок находится в упадке, чему поспособствовал бывший владелец, да и современные покупатели стараются получить все за копейки, потому что привыкли, что в крупных сетевых магазинах одежды демпинговые цены и бывают распродажи, где цены на вещи совсем бросовые.
"Качество людей не интересует, главное, чтобы цена была низкой", – говорит Ника.
Владелица торговой точки считает, что проблема конкуренции между сетевыми магазинами и торговлей на рынке будет решена, если из этой ниши уйдут бюджетные вещевые магазины с дешевой китайской одеждой и обувью, которые появились в городе в последние несколько лет.
Но, как известно, чудес не бывает, и на рынке выживает сильнейший. Кто окажется сильнее: крупные сети или одиночки-«челноки» – покажет время, хотя в истории есть примеры, когда место под солнцем находится всем.
Алина, 45 лет
Наша собеседница поведала, что после окончания института решила не идти преподавать татарский язык, а пойти работать на рынок. В вещевом бизнесе Алина уже 22 года. Одну точку на рынке челнинка приобрела за 100 тысяч рублей, после выкупила и второй павильон за ту же сумму. На пике развития, то есть в начале 2000-х, торговый бизнес был очень прибыльным, это позволило ей построить дом и приобрести недвижимость для детей.
Молодая была, училась и параллельно на рынке работала. Здесь ничего не было, – показывая в сторону крытого рынка «Сафар», что на ГЭСе, сказала челнинка. – В то время мы стелили клеенки прямо на пол и продавали вещи. Много что было, и гоняли нас в 1997 году, здесь нельзя было торговать.
Сейчас к Алине приходят в основном постоянные покупатели, за один раз некоторые ее клиенты покупают сразу по нескольку вещей.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)