Город и горожане
Сколько стоит лошадь, или Как живется скакунам в челнинской конюшне
Лошади, как люди. Если с конем на тренировках, да и в обычной жизни, можно кнутом и пряником, то с кобылами это не пройдет. Корреспондент «Челнинских известий» отправился в гости в конноспортивную школу «Тулпар», чтобы полюбоваться на ее обитателей.
Оствин и Бель Фрея
Живут в Набережных Челнах американцы и англичане. Нет, это не про людей, а про лошадей. Их родословной можно позавидовать. Постоянная прописка у них в конноспортивной школе «Тулпар».
Жеребца с кучерявой челкой зовут Оствин. Этот красавчик – американец, завезен из США в Москву, потом в Казань и далее в Челны. Скакун в самом расцвете сил – ему шесть лет. Импортный конь идеален для спорта, и он не единожды доказал это, побеждая на скачках в Казани.
Характер у него такой, что он всегда гнет свою линию – вожак, лидер. Усидеть на таком коне непросто. Поддается Оствин лишь бесстрашному наезднику. А проверяет он человека, вставая на дыбы. Удержишься на нем, значит, подчинишь. И это удается лишь одному человеку из пяти.
«А еще Оствин пытается прикусить всех. Делает это не со зла, а потому, что его так воспитали за океаном. Первые полтора года от роду у коней закладываются и характер, и привычки, перевоспитать их потом невозможно. Но при этом лидера с характером прозвали неженкой. Не любит сырость, по горам с ним не поскачешь – ноги у него хрупкие. В первое время не переносил укусов комаров и оводов – покрывался волдырями (аллергическая реакция). Со временем его иммунитет окреп», – говорит тренер по конному туризму Руслан Панферов.
Ест всё, но имеет и предпочтения – обожает спелые арбузы с корочкой и уплетает банановую кожуру. Пятилетняя английская чистокровная верховая лошадь Бель Фрея любит сладкую морковку. Привезена к нам из Оренбургской области, как и американец, англичанка – скоростная.
«Бель Фрея боится одиночества, до сих пор считает себя жеребенком. Поэтому с соседкой по деннику Голден Фьючи они то и дело играют в «дочки-матери». То одна делится сеном, то вторая поднимает и передает лакомство через решетчатые стены. На выездах Бель Фрея постоянно держится за Голден Фьючи. Еще она хитрая – притворяется, что напугалась, например воробья. Делает она это для того, чтобы прыгнуть, встать на дыбы», – объясняет тренер.
Аганор и Капрал
При взгляде на Аганора ощущаешь мощь, силу. Перед тобой стоит настоящий горячий и умный кавказский мужчина. Он – карачаевской породы, военный джигитовский конь. Свои ум, силу, выносливость продемонстрировал на первенстве России по спортивному туризму на конях.
«На лошадях этой породы ездит весь Кавказ. Позволяет Аганор оседлать себя только мужчинам, подчинится даже неопытному мальчику. А вот девочек и женщин сбрасывает с себя. Редкая, очень опытная наездница усидит на нем, но выполнять с ним команды не сможет, он не будет подчиняться, слушаться», – рассказал Руслан.
Однако чем старше становится скакун, тем он делается более сдержанным, сдает свои позиции. Сейчас ему 11 лет, а лет пять назад это был непокоримый Аганор. В отличие от американца, у карачаевца более крепкий иммунитет – все-таки он рожден в горах. Сильные ноги с широкой костью позволяют ему с легкостью преодолевать горные маршруты. Он менее скоростной, но более выносливый.
Аганор любит яблоки – не зеленые, а красные. Любит настолько, что меры не знает, – сколько положишь, столько и съест, поэтому приходится ограничивать.
«Капрал – молодой жеребец с норовом, ему два года, но позиционирует себя так, как будто ему полгода. Он – орловский рысак. Помню, когда начали его запрягать, такое родео показал – начал прыгать, как заяц, поэтому отдали его в конкур, пусть там преодолевает препятствия. Его победы в соревнованиях еще впереди», – поделился тренер.
Серверис – военный, Мастак – дипломат
Серверису 14 лет, он завезен с конного завода Ростовской области. Конь буденновской породы. Его предки были выведены в 1948 году маршалом Буденным для участия в военных действиях. В нем смешаны две крови – английской чистокровной и донской пород. От англичан у него скорость, а от донских коней – спокойствие.
«Буденновские лошади идеально подходят для участия в парадах на 9 Мая. Если англичанин или американец уже давно умчались бы прочь от различных шумов, множества незнакомых предметов, то буденновец воспринимает все это как должное», – сообщил Панферов.
Определенных предпочтений в еде у него нет, готов даже хлеб уплетать. Но не все можно.
Еще один возрастной конь – полутяж Мастак, ему 15 лет. Он дипломат: не будет сразу прикусывать, а прежде предупредит, что злится, он это покажет, прижав уши. Мастак злится, когда к нему в денник заходят во время кормежки, когда по утрам убирают и мешают спать.
«Про таких, как Мастак, говорят – настоящий мужик. Всегда пытается отстоять свои права, агрессивен с соседями, провоцирует их. Во время кормления, если сосед глянул на его кормушку с едой, начинает пинать стену денника. Еще он, как пылесос, съест все, что ему положишь, и добавки попросит. В общем, не соскучишься», – смеется тренер.
Постоянная прописка в «Тулпаре»
И правда, в конноспортивной школе «Тулпар» не соскучишься. Здесь живут 74 лошади, и у каждой свой характер, свои привычки, причуды. Однако они здесь не просто живут, а работают. Свое содержание, на которое в сутки в среднем уходит тысяча рублей, они полностью оправдывают.
Школа – муниципальная, но есть среди лошадей и частные. К таким относится и английская чистокровная верховая лошадь Бель Фрея.
Стоимость американской или английской лошади в челнинской школе составляет около миллиона рублей. В других школах минимальная цена может достигать 2 миллионов рублей.
При виде условий, созданных для лошадей, так и хочется воскликнуть: «Чтоб я так жил!». При плюс 35 на улице в конюшне не жарко и не душно. В четыре-пять утра их выводят на Каму купаться, но только самых дисциплинированных, у кого дисциплина хромает, поливают из шланга. В первую очередь важна безопасность. Лошади – отличные пловцы, могут спокойно проплыть 500 метров и больше. А наездник плывет рядом.
«Кормим лошадей пять раз в день. В рацион входят сухой овес, смесь: завариваем в горячей воде овес, отруби, свекловичную мелассу, лен – кстати, он улучшает пищеварение. В течение дня кладем в кормушки лакомства – яблоки, морковь, арбузы. Зимой в рацион включаем жмых», – говорит тренер.
Тренировки проходят каждый день, в жаркую погоду, особенно со скаковыми лошадями, проводятся рано – в пять утра. Ни одну лошадь, если даже она уже отскакала свое на соревнованиях, в школе не бросают, она продолжает жить и используется для тренировок с детьми. В скаковом спорте кобылы завершают свою спортивную карьеру в четыре года, а жеребцы – в восемь. Всего же живут лошади где-то 25 лет.
«Лошади, как люди, – поделился Руслан. – Если с конем на тренировках, да и в обычной жизни, можно кнутом и пряником, то с кобылами это не пройдет. Когда конь прикусил и ему попало, то он понимает, за что, а кобыла не понимает, с ней только пряником. За обиду, нанесенную ей, она будет мстить».
Фото и видео: Антон Катушенок
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)