16+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Культура

Джаз — коммерческий продукт или музыка энтузиастов?

Джаз — коммерческий продукт или музыка энтузиастов?

Послезавтра, 19 ноября, в Челнах стартует международный джазовый фестиваль. Накануне этого события нам удалось связаться с одним из его организаторов, петербургским музыкантом Алексеем Черемизовым и задать ему несколько вопросов. Кстати, квартет Алексея выйдет на сцену ДК «КАМАЗ» 20 ноября, во второй день фестиваля, вместе с американской джазовой певицей Клаудиа Элиаза.

— Алексей, почему фестиваль с такой представительной программой было решено проводить в нашем провинциальном городе? Мы думали, что некогда бурная джазовая жизнь в Челнах уже не возродится.
— Если вы имеете в виду Александра Колигера, то я с ним не знаком, хотя некоторые мои коллеги рассказывали о нем. Инициатива же провести такой фестиваль исходила от челнинской стороны. Еще весной мы собирались дать концерт на сцене ДК «КАМАЗ» вместе с джазовой вокалисткой Шарон Кларк, тогда это сделать не удалось. Но уже летом от директора ДК к нам поступило приглашение приехать с этим выступлением в октябре, и потом провести джазовый фестиваль. Мы согласились и не пожалели. 8 октября состоялся концерт, публика нас замечательно принимала, мы поняли, что здесь получится провести фестиваль. Он будет востребован и понят слушателями.

— Знаю, что вы прослушали челнинских музыкантов, которые тоже примут участие в фестивале. Как вы их оцените?
— Я слышал выступление коллектива «Блюз дивижн бэнд» из Челнов. Считаю, что это нормальный уровень, ребята умеют зажечь зал, преподнести себя, понравиться публике, это яркий коллектив. Понятно, что тут джазовая музыкальная среда не может сравниться с московской или петербургской, где есть масса исполнителей высочайшего уровня, но, тем не менее, интерес к такой музыке в Набережных Челнах есть, имеются исполнители. А это значит, что идет развитие джазовой музыкальной культуры. Когда в городе появляется организатор, двигатель процессов, тогда и музыканты приобретают своего слушателя — формируется джазовая среда. Например, в Петербурге до сих пор существует первый в стране джазовый клуб «Квадрат», появившийся еще во времена СССР, который открыл Натан Лейтес. Он сумел создать джазовую среду, благодаря которой появились знаменитые музыканты, тот же Игорь Бутман или Давид Голощекин. При этом клуб «Квадрат», как и раньше, абсолютно некоммерческий.

— А джаз сегодня — это некоммерческая музыка?
— Это понятие размыто, но по отношению к джазу так нельзя говорить. Эта музыка сегодня востребована в нашей стране даже больше, чем на Западе.

— По какому принципу была составлена программа джазового фестиваля в Челнах? Расскажите о ней подробнее.
— Фестиваль будет проходить в два дня. В этот срок нельзя объять необъятное, но я постарался, чтобы представленная на нем музыка была стилистически разнообразна, а ее исполнители самобытны и профессиональны. Важно, чтобы в нем приняли участие музыканты и из ближайших регионов, чтобы создавалась та самая джазовая среда. Таким коллективом стал квартет Олега Касимова из Уфы. Они играют очень интересную музыку, где-то приближающуюся к джаз-року, есть у них и фольклорные мотивы. Будет и большой коллектив — «Джаз филармоник Биг Бенд». Этот оркестр территориально относится к петербургской филармонии, сейчас они на подъеме популярности.
Кроме того, с ритм-секцией оркестра будет играть саксофонист Борис Покора из Франции. Очень интересный музыкант. Думаю, слушателям понравится выступление коллектива «Маримба плюс» из Москвы. Маримба — это ударный инструмент, где специальным молоточком бьют по деревянным пластинам. Он довольно часто используется в латиноамериканской музыке. Есть в коллективе и другие редкие инструменты — бас-кларнет, бассет-горн. Коллектив «Мендсаунд джаз» из Киева — это вокалисты наивысшей профессиональной пробы.

— Вы часто выступаете с иностранными солистами, та же Шарон Кларк или Клаудиа Элиаза, Сибель Хосе, Ким Миллз. Почему вы обращаетесь к творчеству зарубежных исполнителей? И именно с ними занимаетесь джазовым просвещением страны, ведь с концертами вы объездили пол-России?
— Во-первых, с ними приятно работать — это профессионалы высочайшего класса. Они из плодовитой западной джазовой среды, которая существует очень давно. Клаудиа Элиаза, например, выпускница Бостонского Berklee college of music — знаменитого высшего учебного заведения, где готовят джазовых исполнителей всех направлений. У нас же в стране такое образование находится в зачаточном состоянии. Во-вторых, они являются исконными носителями джазовой культуры, ведь и Шарон Кларк, и Клаудиа Элиаза — негритянки. Что касается выступлений в России, то у нас их всегда очень тепло принимают, это очень ценят иностранцы. А еще многим из них интересно прокатиться по необъятным просторам нашей родины, узнать страну, ведь мы были и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Хотя, не скрою, многие изначально опасались бытовых сложностей. Тем, кто привык к западному комфорту, трудно понять проблемы с дорогами, гостиницами и прочим. Каких только приключений у нас не было, особенно в отдаленных от центра городах.

— Как вы относитесь к тому, что популярная музыка буквально эксплуатирует джазовые ходы, стирая их до дыр, выхолащивая? Или это и есть популяризация джаза?
— Я не знаю, хорошо или плохо, это неизбежно. И такое смешение стилистики — естественный процесс. Главное, чтобы применение джаза было самобытно, интересно. Бывает, что непрофессионалы настолько сильно увлечены джазом, любят его, что, в конечном итоге, у них выходит нечто заслуживающее внимания. Думаю, что такой самодеятельный подход тоже нужно уметь ценить.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос