Культура
Известный джазовый пианист Сергей Жилин рассказал о своей бабушке, шоу «Голос» и поделился любимым анекдотом
Программа «Упоение джазом» творческого коллектива «Фонограф-джаз-квартет» под управлением Сергея Жилина в минувшее воскресенье прозвучала в Органном зале при полном аншлаге. Дирижер, композитор и аранжировщик Сергей Жилин довольно популярен в последнее время. Ведь без него не проходят шоу «Голос», «Две звезды», «ДОстояние РЕспублики» на Первом канале, «Танцы со звездами» на канале Россия-1, причем, это далеко не полный список передач с его участием. В Набережные Челны маэстро со своей группой «Фонограф-джаз-квартет» приехал впервые. И, судя по восторженному приему публики, этот визит не станет последним.
После виртуозно исполненных композиций, вытирая платком лицо, слегка запыхавшийся бэнд-лидер с улыбкой признался: «Постоянно себе говорю: не надо брать запредельно быстрые темпы, а они все равно откуда-то берутся!»
Во время антракта Сергей Жилин дал эксклюзивное интервью «Челнинским известиям».
Первым педагогом по музыке стала бабушка
– Сергей Сергеевич, не секрет, что многие известные исполнители, судя по их рассказам, в детстве музыке учились из-под палки. Вы – счастливое исключение?
– Нет, я тоже из-под палки учился. В детстве мне больше нравилось быть на улице, хотелось поиграть в футбол, который я очень любил. За фортепиано меня посадили в три года, учила музыке и контролировала занятия бабушка, преподаватель по классу скрипки. Она мне часто говорила: «Дурачок, занимайся сейчас. Потом времени не будет!». Я возражал: «Позже будет, а вот сейчас у меня его нет». Она была права.
– Как она отнеслась к тому, что внук профессией своей жизни выбрал джаз?
– К сожалению, бабушки давно нет в живых. Она была строгой, думаю, нашла бы, за что мне сделать замечание.
– Сколько у вас профессий? Со сцены из ваших уст прозвучало, что вы – разговаривающий пианист.
– Пианист, дирижер, чуть- чуть композитор, руководитель «Фонографа», аранжировщик. А «разговаривающим пианистом» стал от того, что сейчас, на мой взгляд, не так много людей, с которыми я бы согласился в отношении их стиля участия в концертах в качестве как ведущих. Пожалуй, единственный, с кем я согласен полностью это – Владимир Борисович Фейертаг из Питера, музыкальный критик. (Кстати, он приезжал в Челны в рамках джазовых фестивалей несколько лет назад и вел концерты – прим. Ред.) Он наш большой друг и, слава богу, в свое время принял нас, а ведь ему уже за 80.
– Как считаете: понимать джаз надо учиться или пришел, услышал и полюбил?
– В детстве джаз и отношение к нему нам не прививают, поэтому надо учиться. Сначала слушать то, что нравится, потом переходить к пониманию более сложных композиций. Мы стараемся исполнять и непростую музыку, и популярную, изложенную достаточно просто.
«Не всех участников «Голоса» приглашаю в квартет»
– Программу «Упоение джазом» украсила участница шоу «Голос» Марианна Савон. Вы готовы пригласить и других певцов из этого проекта?
– Ну что вы, всех я не приглашаю. Выбор Марианны не случаен: она выдающийся человек, и таких мы привлекаем. Творчески дружим со многими ребятами, а с победителем проекта «Голос -2» Сережей Волчковым, надеюсь, успеем выпустить совместный диск.
– Зрителям не видны закулисные репетиции с юными участниками проекта «Голос. Дети». Действительно они такие талантливые?
– Конечно, и независимо от возраста. Просто кто-то больше, кто-то меньше талантлив. Но, чтобы достичь результата, всем приходится одинаково много работать. Это выдерживают не все.
– Трепетно, как папа-маэстро, вы относитесь к юным артистам. Мальчика, который после выступления разволновался, потерял сознание и начал падать, вы подхватили первым. А когда допела незрячая девочка и замерла с микрофоном в руках, не зная, что дальше делать, вы подошли и успокоили ее. Чувствуется, вы их жалеете и любите.
– Детей легче любить, они легче во взаимоотношениях, чем взрослые. В большинстве своем это абсолютно открытые и чистые человечки. Я общаюсь с ними, как с самим собой. Они это воспринимают правильно, и между нами возникает человеческая и творческая дружба. Летом в Москве состоится концерт, где во втором отделении примут участие маленькие лауреаты. Многие занимаются в нашей школе, полгода назад созданной при «Фонографе», – начинаем воспитывать кадры. Кроме того, планируем большой проект: будем ездить по городам страны и Европы, искать таланты и организовывать концертные выступления.
– Как получилось, что ваш коллектив впервые на гастролях в Челнах?
– Я бы не сказал, что мы, квартет «Фонограф», много гастролируем. Еще во многих городах не были, а где-то и по шесть-восемь раз выступали, к примеру, в Хабаровске, Смоленске.
– Есть выражение: «Ни дня без музыки!». Вы пробовали ему следовать?
– Конечно, но это непросто. Надо находить возможность впитывать в себя еще что-то другое, а не только музыку.
– Дома играете?
– У меня есть синтезатор, играю, но изредка. Дома я отдыхаю: смотрю телепередачи, читаю.
«Если бы занимался вокалом, результат был бы другой»
– Вы запели, это случайно?
– Это произошло на проекте «Две звезды», где был дуэт с Анжеликой Варум. Позже узнал, что у нее были два варианта – выступить с Юрием Башметом или Михаилом Горбачевым. На самом деле, как говорил наш педагог, если бы я занимался, то можно было добиться каких-то результатов. Не успеваю пока посещать занятия вокалом, но собираюсь. Не могу сказать, что раньше не пел. Я пою, когда что-то объясняю музыкантам и вокалистам, чтобы показать, что мне нужно. В нашей работе – исполнительской, дирижерской - очень важно правильно представлять музыкальную линию, для этого она должна быть не просто в пальцах, а звучать внутри тебя. Все, что ты хочешь сыграть, по идее, ты должен спеть. И не обязательно на сто процентов правильно и вокально здорово, но важно напеть: с правильной фразировкой и артикуляцией. От музыкантов требую петь свои партии. Бывает, не получается. Говорю: «Вы хотите это сыграть, а у вас и спеть не получается». Тогда поем вместе – до нужного результата.
– Вам нравится, что вас узнают на улице?
– Меня, слава богу, не узнают. Бывает, что подходят за автографом и говорят: «Где-то я вас видел». Отвечаю: «Вы меня с кем-то путаете», и все, люди отходят.
– Вы покорили челнинскую публику своим чувством юмора, а у вас есть любимый анекдот?
– Джазовый дирижер и пианист Анатолий Ошерович Кролл подарил мне афоризм, услышав который, я смеялся минут пять. Делюсь с вами: «Невозможно остановить публику, которая не хочет идти на концерт».
– И не могу не спросить – не подвел рояль Органного зала? Как публика?
–До концерта, когда я еще только разыгрывался на рояле «Стейнвей», вначале было тяжело - я не сразу понял, какой он. Да, это очень хороший инструмент, но рояли бывают разные, как и люди, даже близнецы. Потом, на концерте, все уже было нормально. Публика очень активная и принимала нас доброжелательно. Мы рады, что теперь у нас есть новые друзья в Челнах. Так что до новых встреч!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)