Культура
«Дядя Ваня» на сцене челнинского татарского театра: жалко абсолютно всех
Татарский драматический театр вечером 2 октября представил на суд зрителей премьерный спектакль по пьесе Чехова «Дядя Ваня». Известные зрителям и читателям персонажи из жизни уездного провинциального городка, русские интеллигенты конца XIX века заговорили на татарском языке.
Челнинский театр совершил смелый поступок, взявшись за этот спектакль, ведь искушенный зритель будет невольно сравнивать работу татарского драмтеатра с работами многих и многих именитых храмов Мельпомены, бравшихся за «Дядю Ваню». Из новых постановок - это и театр Вахтангова, и театр им. Моссовета, конечно, вспомнится работа Андрея Кончаловского, который в 1970 году снял по пьесе фильм, ставший классикой советского кинематографа - с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Так что задача перед челнинским театром стояла непростая: рассказать всем известную историю по-своему, не нарушая классического текста, ведь именно в «Дяде Ване» звучат всем известные фразы: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», «И мы тоже увидим небо в алмазах».
И это удалось режиссеру постановки Фаилю Ибрагимову. Поэтому на спектакль вполне можно сходить на уроке литературы для знакомства с русской классикой, тем более что в театре предлагается синхронный перевод, а возможно, будет даже интереснее следить за ходом пьесы на сцене, держа в руках текст Чехова. Правда, режиссерское решение некоторых сцен будет отличаться от предлагаемого в тексте.
Допустим, первая картина – это завтрак, который в доме Войницких, вопреки устоявшимся традициям, стал начинаться в полдень. У Чехова герои пьют чай, за которым доктор Астров с горечью делится нелегкой судьбой провинциального врача, который ежедневно много работает, наблюдает тяжелую жизнь народа, не имея возможности всем помочь. Это серьезный и грустный монолог. Но почему-то в этой сцене в татарском драмтеатре появляется водка, которую Астров пьет, хотя у Чехова от предложения няни выпить рюмочку он отказался. Поэтому весь пафос его речи невольно скатывается к откровениям нетрезвого человека.
Зато оказалось интересным решение образа Елены Андреевны. У Чехова – это красивая, но пустая молодая женщина, которая «только ест, спит, гуляет, чарует всех своею красотой — и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие». Актриса Зубразят Халикова довольно ловко поймала этот посыл автора, все ее страданья – это ломанье пустышки, ее сочувствие – это коварство женщины, которая привыкла брать в оборот всех мужчин вокруг, нужно ей это или нет. На сцене перед нами блондинка, которой в пору брать в руки «айфончик» и делать миленькие селфи.
Хорош оказался и дуэт Астрова и дяди Вани – Ивана Петровича Войницкого в исполнении Илфата Аскарова (Астров) и Фоата Зарипова (дядя Ваня). В кульминационный момент, когда Войницкий узнает о решении продать имение, в которое он вложил силы, молодость и душу, от игры Фоата Зарипова даже мурашки побежали. Правда, по пьесе дяде Ване всего 47 лет, а в трактовке челнинского театра он выглядит гораздо старше.
Чехов – мастер на открытые финалы, такой он и в спектакле «Дядя Ваня», где жалко в итоге абсолютно всех. В провинциальной и захолустной жизни дяди Вани и его племянницы Софьи (Чулпан Садыкова) ничего не изменилось, им так же, как и раньше предстоит монотонный труд, мелкое копошенье, о котором «потомки, что будут жить через 100-200 лет» даже не вспомнят. Под аккомпанемент последнего монолога Софьи «Мы отдохнем, мы увидим все небо в алмазах», на сцене начинают появляться пыльные мешки, которые громоздятся кучами, заглушая и уничтожая мечту об отдыхе, мечту о лучшей и чистой жизни. Такую грустную точку поставил в конце режиссер Фаиль Ибрагимов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (3)