18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Культура

«Если кинешь человеку пять мячей, он не поймает ни одного»

«Если кинешь человеку пять мячей, он не поймает ни одного»

Пожалуй, трудно сыскать челнинца, который хотя бы раз не видел этот мультипликационный рекламный ролик. Помните, идут по улице дети, но их самих не видно, на экране лишь разноцветные воздушные шарики, которые они несут, и слышно только, как им весело шагается. Вдруг визг тормозов, лязганье металла! Затем тишина и одинокий шарик улетает в небо, словно душа ребенка. На экране появляются слова: «Дети на дорогах, будьте внимательны!»

Автор этого пронзительного социального ролика, который наверняка является рекордсменом-долгожителем на челнинских телеканалах, – Раян Хабетдинов. Журналист «Челнинских известий» решил расспросить его о секретах ремесла рекламиста.

– Раян, где учат на рекламиста, ведь все начинается с образования?

– К рекламе я пришел не сразу. Сначала окончил худграф Лениногорского педучилища, преподавал в школе рисование, потом – армия, после – временные работы, шабашки. И вот однажды, приехав в Челны, я увидел объявление, что в редакцию телевидения требуется художник. Позвонил, и меня взяли. Это было в 1995 году. Тогда я еще совсем не умел работать на компьютере, просто рисовал на бумаге, а другой специалист, разбирающийся в графических программах, реализовывал мои задумки на компьютере. Потихоньку я освоил программы для работы с видео и начал работать уже самостоятельно, сделал свои первые ролики. Работа эта мне понравилась, и я постепенно втянулся и даже после того, как ушел с телевидения в 1999 году, продолжил заниматься тем же.


– На челнинском рынке производства видеорекламы много игроков?

– Есть три-четыре группы, которые серьезно работают. Кроме них есть те, кого особо не видно, но они работают со своими постоянными клиентами, берут с них не очень дорого, больших задач перед собой не ставят, и это их устраивает.


– Три-четыре группы, считая местные телеканалы?

– Нет, кроме них. На ТВ особо сильно не заморачиваются на изготовлении рекламных роликов, они зарабатывают на трансляции. Производство, я думаю, не так интересно для телекомпаний, потому что малоприбыльно. Это трудоемкая работа.


– Посмотрев ваши работы, сразу становится заметно, что вы любите работать в рисованной стилистике, ваши ролики как маленькие мультфильмы…

– Изготовление телевизионной рекламы – это коллективный труд дизайнера, художника, видеооператора, звукооператора, режиссера, других специалистов, которые должны работать предельно согласованно, чтобы в итоге получился качественный продукт. Я же позиционирую себя как художник, который работает камерно, при этом минимально завися от посторонних. Я не режиссер, мне сложно собрать людей, ставить им задачи, чтобы они выполняли их именно так, как я хочу. Мне проще делать камерные вещи, в которых фактор участия других сведен к минимуму.


– Раян, давайте представим, вот пришел к вам рекламодатель, хочет заказать рекламу. С чего вообще начинается эта работа?

– Определяешь конкурентов на рынке, потенциальных покупателей, на которых эта реклама адресована, узнаешь больше информации о рекламируемом товаре. Затем придумываешь какой-то сценарный план, расписываешь видеоряд…


– Простите, а сколько обычно продолжается ролик – минуту?

– Минутные ролики сейчас редко кто изготавливает. Бывает, что и пятисекундные заказывают, но там сложно что-то сделать. В основном ролики продолжаются от 10 до 30 секунд, потому что трансляция на телеканалах очень дорогая.


– Как можно за 5-10 секунд что-то запоминающееся сообщить?

– Поэтому я и стараюсь объяснять заказчикам, что в 10-секундном ролике лучше всего предложить не пять-шесть услуг, а только одну. Потому что если ты человеку кинешь один мяч, он его поймает, а если кинешь пять, не поймает ни одного, то есть результата никакого не будет.


– А бывало, что человек, заказавший рекламу, недоволен итогом?

– Бывало, и не раз. Чтобы этого избежать, обычно составляется договор о предоплате, по которому деньги за свою работу хотя бы частично ты получишь в любом случае. Хотя, часто приходится работать на свой страх и риск.

Готовую работу, как правило, сдаешь первому руководителю предприятия-заказчика. Бывали случаи, когда гендиректор разносил нас в пух и прах, кричал: «Верните деньги!» На следующий день звонили его подчиненные и сообщали, что все нормально, шеф одобрил. Некоторые директора соглашаются принять работу, после того как покажут ролик своей жене, друзьям, подчиненным, исходя уже из их отзывов. А иногда удается самому убедить человека, доказать ему, что ты прав, приводя примеры из своего опыта. Ведь в итоге рекламный ролик – это утилитарная вещь, она может нравиться или не нравиться с точки зрения личного вкуса, главное, чтобы она выполняла свою функцию: продавала товар.  Бывает так, что первую работу принимают с большим трудом, со спорами, даже какими-то конфликтами, а потом становятся постоянными заказчиками.

Руководители все разные и отношение их к рекламистам тоже разное. Одни считают, что предоставляют тебе возможность заработать, и ты должен это воспринимать с благодарностью. Другие видят в тебе равного партнера, который помогает развивать бизнес, делает ту часть работы, в которой он плохо осведомлен.


– С какими из челнинских предприятий и организаций вы сотрудничали?

– Одно время я очень плотно сотрудничал с отделом пропаганды челнинской ГИБДД. Ролик социальной рекламы, сделанный по их заказу, участвовал в нескольких фестивалях, получал призовые места. Также пару лет назад благодаря тому, что придумал логотип «ЯРатам сине ЧАЛЛЫ», стал победителем городского конкурса «Челнинский сувенир». Мой ролик «Планета – наш общий дом» в номинации «Мир равных возможностей» был награжден дипломом I степени ежегодного национального конкурса социальной рекламы «Новое пространство России-2011», организованного Общественной палатой РФ и Национальным советом социальной информации. Ролик был изготовлен совместно с Центром психолого-педагогической помощи «Диалог».

Из тех, с кем долго взаимовыгодно сотрудничал, могу еще назвать Евромебель, Вамин-Татарстан, Челны-Холод, Татпроф, агентство «Русский стиль», театр моды «Персона», Центр водительского мастерства. Была практика съемок и монтажа видеоклипа в Набережных Челнах на эстрадную песню, в котором снимались певец Ильнар Гараев и его супруга композитор Эльмира Галимова. Буквально недавно для Эльмиры сделал рекламный ролик для ее концерта с Казанским государственным камерным оркестром «La Primavera». Из последних работ также могу назвать упаковку новой телепрограммы «Алтын балык» и всего канала «Чаллы ТВ».


– А не проще свадьбы снимать?

– Наверное, проще. Все свадьбы проходят по одному и тому же стандартному сценарию и, если руку набить… Но у каждого творческого человека есть свои амбиции – создать нечто такое, чтобы можно было показать людям и сказать: «Вот это сделал я»…

Автор известного мультипликационного ролика Раян Хабетдинов недавно изготовил новую упаковку телеканала «Чаллы ТВ».

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • Как вы справляетесь со стрессом?