Нияз ИГЛАМОВ: «Без театра город – всего лишь населенный пункт»

Встревоженный улей напоминают в эти дни театральные коллективы Набережных Челнов. Бурю эмоций у артистов, режиссеров, художников и тех, кто так или иначе причастен к выпуску спектаклей, вызвало в конце прошлой недели обсуждение последних премьер театров города с участием казанских критиков. Спустя несколько дней, когда эмоциональный градус несколько спал, мы связались по телефону с председателем Коллегии театральных критиков при Министерстве культуры РТ Ниязом Игламовым.
На выездах спектакль убивается
– Нияз, в числе первых из челнинских театров вы познакомились с творчеством кукольников...
– Этот коллектив традиционно показал свой высокий уровень исполнительского мастерства, заметно, что фантазии создателям спектаклей не занимать. В то же время у них среди хороших спектаклей есть и проходные работы. Однако их постановки всегда интересны, они работают в разных жанрах и формах. Но наложен запрет на эксплуатацию здания. В связи с этим труппа вынуждена работать на выездах, когда любой спектакль убивается, происходит деградация театрального искусства. Спектакль нужно смотреть на родной сцене. Здание для кукольного театра – насущная необходимость для такого большого и развитого во всех отношениях города, как Набережные Челны. То же самое можно сказать про татарский театр и «Мастеровые».
Нужно найти новый язык общения со зрителем
– Что вы можете сказать о двух спектаклях, увиденных в татарском драмтеатре?
– Мне очень понравилась комедия «Кызлар, ишек ачыгыз!» («Девочки, откройте дверь!»), поставленная артисткой театра Чулпан Казанлы в качестве режиссера по пьесе Наиля Гаетбаева «Студенты». Я всегда хвалю комедии, если они отвечают поставленным театром задачам: привести в театр новых зрителей, расширить молодежную аудиторию, которая потом будет смотреть и другие спектакли. То, что мы увидели – вполне зрелая режиссерская работа, и, как отборщик фестиваля молодых режиссеров «Һөнәр» («Ремесло»), я пригласил театр с этой работой на фестиваль в Казань.
С «Сигезле биюе» («Белый танец») все намного сложнее… Дело в том, что эта пьеса принимала участие в конкурсе «Новая татарская пьеса», ее многие читали, и, на мой взгляд, она тогда получила не совсем объективную оценку жюри. Вообще, хочу заметить, что при всех имеющихся минусах, это одна из самых интересных пьес, написанных в последнее время на татарском языке. Равиль Сабыр сумел сделать добротную вещь по мотивам пьесы Теннеси Уильямса «Прекрасное воскресенье для пикника» (заметьте, не самой лучшей вещи этого автора) и перенести действие на татарскую почву, создать образы татарских женщин. Искусствовед, завотделом Института языка и литературы Академии наук РТ Роза Султанова правильно отметила, что в пьесе есть некий посыл драматурга к режиссеру: сигезле бию – это не просто народный танец, это целый мир татарского народа, живущий в его душе. Тут можно и нужно было найти новый жанр, новый язык общения театра со зрителем.
Голое тело на сцене
– Обсуждение в «Мастеровых» тоже прошло бурно?
– Ну, обсуждения всегда так проходят! Признаюсь, мне казалось, что непрекращающийся конфликт в театре отрицательно скажется на творчестве, но в спектакле Валентина Ярюхина «Забыть Герострата» по пьесе Григория Горина я увидел почти безупречную во всех отношениях работу. Это одно из самых выдающихся событий в театральной жизни Татарстана последних лет, самая высокая планка, которую достиг театр «Мастеровые» и в сценографии, и в режиссерском, и в актерском плане. Создан очень хороший ансамблевый спектакль! Единственное – мне не понравилась работа актера, исполняющего роль человека театра, но это мое субъективное мнение.
– А что вы скажете о том эпизоде, когда актер Сергей Заболотский, исполняющий главную роль, остается на сцене в чем мать родила?
– Я считаю, что это не оправдано. Там маленький камерный зальчик, всем все видно, а потом ведь голое тело на сцене – это не то же самое, что в стрип-клубе, оно должно носить концептуальный, продуманный характер. Правда, театровед Галина Зайнуллина достаточно аргументированно мне объяснила, почему это сделано. Она считает, что Герострат получился слишком симпатичный, и у части молодежи может создаться впечатление, что надо жить, как он. Такое обаяние зла получилось. А когда режиссер его обнажает, идет сильное снижение образа, причем намеренное, и обнажает его Клеонт – главный антагонист Герострата. Но я все равно считаю, что режиссер мог найти и другие способы решения этой задачи.
Что касается спектакля «Город мастеров», то в его содержание заложены мысли, которые вибрируют в воздухе театра – «мы мастера, а нас захватили!» Это видно невооруженным взглядом, но я не очень уверен, что это нужно в детском спектакле. С другой стороны, выбран очень правильный тон в разговоре с детской аудиторией без сюсюканий и похлопываний по плечу.
Не достает внимания
– И какой главный итог вы для себя сделали, побывав в челнинских театрах?
– Знаете, в Альметьевске, Нижнекамске, Мензелинске каждый год за редким исключением на обсуждение приходят заместители руководителей Исполкомов или начальники управлений культуры. Это же не просто казанские критики приехали, но с рабочим визитом прибыла начальник отдела Министерства культуры РТ Зульфира Якупова, курирующая деятельность театров. И только в Челнах на обсуждения никто не пришел! Правда, в последний день появилась одна милая женщина, специалист управления культуры, и то она пришла не в связи с нашим приездом, а поздравить актрису с юбилеем. Создалось впечатление, что чиновникам неинтересно, что говорят об их театрах, как оценивают их работу.
Между тем, в вашем городе сформировалась очень мощная театральная культура, которая требует внимания не только со стороны города, но и со стороны руководства республики. Есть большие перспективы для дальнейшего роста, но нужно трезво оценивать ситуацию и понимать какие-то важные, основополагающие вещи. Например, то, что город без театра – это просто населенный пункт.
Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа