Культура
После антракта на лето — «Женитьба» Гоголя
Занавес русского драматического театра «Мастеровые» сейчас опущен — 35-й театральный сезон закрыт, 36-й начнется в сентябре. Самое время застать главного режиссера Валентина Ярюхина в своем кабинете и побеседовать о планах на будущее.
Фото Андрея ВЕРЕТЕННИКОВА.
— Как известно, в сентябре зрителя ожидает премьера — «Женитьба» Гоголя. Средства на постановку собраны в ходе благотворительной акции. Как родилась эта идея?
— Мы с Василем Шайхразиевым беседовали здесь, в театре, и вспомнили подобного рода мероприятие, организованное Ильдаром Халиковым в 2004 году. Оказалось, близится День предпринимательства — Василь Гаязович как раз нашел эту дату в своем календаре и решил приурочить к ней новую акцию.
— Вырученные деньги окупят постановку?
— Почти. Обычно на новый спектакль уходит около 500 тысяч рублей, причем мы сами зарабатываем на свои постановки. Статус профессионального театра обязывает выдавать премьеры достаточно часто, так что сумма почти в 400 тысяч, полученная в один день, на время упрощает эту задачу.
— Каким образом вам удается попадать в точку, выбирая интересные для публики произведения?
— Признаться, о публике я думаю меньше всего. Произведение должно быть по душе режиссеру. Оно получится удачным, если над ним интересно работать. А театральный народ, в свою очередь, голосует ногами — ходит на те спектакли, которые считает лучшими.
— У вас лично есть любимая постановка?
— Очень люблю спектакль «Мольер», в этом году ему десять лет. Когда он родился, у театра совсем не было денег, а была только ненужная мешковина. Из нее мы сшили красивые камзолы. Сделали простейшее оформление из фанеры. Тот аскетизм, простота, и в то же время богатая игровая природа сделали работу незабываемой. К сожалению, современному театру зачастую приходится соперничать с шоу: народ хочет эффектов, зрелищ, в то время как спецэффектами глубокого смысла не передать.
— А чего, по вашему мнению, не хватает современному обществу, чтобы в нем было больше настоящих ценителей творчества?
— Пушкинист Валентин Непомнящий в одной телепередаче выразил потрясающую мысль: «Критерий ценности — это вертикаль. Теперь представьте себе, что эта вертикаль положена наземь (а именно это и произошло в наши дни). Когда эта вертикаль лежит, критерии «выше/ниже» перетекают в «больше/меньше», и никаких других оценок нет. Как теперь поставить эту вертикаль в прежнее положение? Это и есть проблема». Сейчас во всем так — нет определенной ценностной шкалы. И отражается это не только в отношении большинства людей к искусству.
— Быть может, есть смысл делать упор на воспитание подрастающего поколения? В апреле ваша труппа посетила фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» в Санкт-Петербурге. Чему научило вас участие в нем?
— Должного впечатления фестиваль не произвел. Вообще же, мне жаль, что в наши дни среди молодежи не стыдно не читать Хемингуэя, а с произведением «Война и мир» школьники предпочитают знакомиться в видео-варианте. Однако, создавая детские спектакли, мы не можем ориентироваться только на детское восприятие. Маленький зритель приходит сюда с родителями, и перед нами стоит задача сделать так, чтобы было интересно и тем, и другим. Спектакли для детей вообще следует делать немного на вырост — дети прислушиваются к миру взрослых больше, чем к своему.
— В ваших театральных планах есть на данный момент секреты, которые можно приоткрыть?
— Кроме «Женитьбы» Гоголя, возможно, появится еще одна премьера, но уже весной.
— Как известно, в сентябре зрителя ожидает премьера — «Женитьба» Гоголя. Средства на постановку собраны в ходе благотворительной акции. Как родилась эта идея?
— Мы с Василем Шайхразиевым беседовали здесь, в театре, и вспомнили подобного рода мероприятие, организованное Ильдаром Халиковым в 2004 году. Оказалось, близится День предпринимательства — Василь Гаязович как раз нашел эту дату в своем календаре и решил приурочить к ней новую акцию.
— Вырученные деньги окупят постановку?
— Почти. Обычно на новый спектакль уходит около 500 тысяч рублей, причем мы сами зарабатываем на свои постановки. Статус профессионального театра обязывает выдавать премьеры достаточно часто, так что сумма почти в 400 тысяч, полученная в один день, на время упрощает эту задачу.
— Каким образом вам удается попадать в точку, выбирая интересные для публики произведения?
— Признаться, о публике я думаю меньше всего. Произведение должно быть по душе режиссеру. Оно получится удачным, если над ним интересно работать. А театральный народ, в свою очередь, голосует ногами — ходит на те спектакли, которые считает лучшими.
— У вас лично есть любимая постановка?
— Очень люблю спектакль «Мольер», в этом году ему десять лет. Когда он родился, у театра совсем не было денег, а была только ненужная мешковина. Из нее мы сшили красивые камзолы. Сделали простейшее оформление из фанеры. Тот аскетизм, простота, и в то же время богатая игровая природа сделали работу незабываемой. К сожалению, современному театру зачастую приходится соперничать с шоу: народ хочет эффектов, зрелищ, в то время как спецэффектами глубокого смысла не передать.
— А чего, по вашему мнению, не хватает современному обществу, чтобы в нем было больше настоящих ценителей творчества?
— Пушкинист Валентин Непомнящий в одной телепередаче выразил потрясающую мысль: «Критерий ценности — это вертикаль. Теперь представьте себе, что эта вертикаль положена наземь (а именно это и произошло в наши дни). Когда эта вертикаль лежит, критерии «выше/ниже» перетекают в «больше/меньше», и никаких других оценок нет. Как теперь поставить эту вертикаль в прежнее положение? Это и есть проблема». Сейчас во всем так — нет определенной ценностной шкалы. И отражается это не только в отношении большинства людей к искусству.
— Быть может, есть смысл делать упор на воспитание подрастающего поколения? В апреле ваша труппа посетила фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» в Санкт-Петербурге. Чему научило вас участие в нем?
— Должного впечатления фестиваль не произвел. Вообще же, мне жаль, что в наши дни среди молодежи не стыдно не читать Хемингуэя, а с произведением «Война и мир» школьники предпочитают знакомиться в видео-варианте. Однако, создавая детские спектакли, мы не можем ориентироваться только на детское восприятие. Маленький зритель приходит сюда с родителями, и перед нами стоит задача сделать так, чтобы было интересно и тем, и другим. Спектакли для детей вообще следует делать немного на вырост — дети прислушиваются к миру взрослых больше, чем к своему.
— В ваших театральных планах есть на данный момент секреты, которые можно приоткрыть?
— Кроме «Женитьбы» Гоголя, возможно, появится еще одна премьера, но уже весной.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)