Образование
Профессию надо выбирать... как одежду [+тест по выбору профессии]
Хочешь быть здоровым – выбери правильно профессию. Так говорят ученые, а еще они дотошно подсчитали, что на трудовые будни мы убиваем 70 процентов своей драгоценной жизни. Так как потратить это время правильно? Как не ошибиться с выбором профессии? Об этом мы поговорили с практикующим психологом, кандидатом психологических наук, старшим преподавателем кафедры общей психологии Института экономики, управления и права Гульнарой Позовой, которая занимается исследованиями вопросов профориентации, проводит семинары и консультации со студентами и школьниками.
– Гульнара Ринатовна, очень часто выпускники школ стоят на распутье и выбирают профессию случайно, иногда подчиняясь моде, надеясь на мгновенную финансовую отдачу. Каковы самые типичные ошибки при выборе профессии?
– Первая ошибка – это восприятие профессии, как чего-то неизменного. Вторая – бытующие мнения о престижности определенных профессий. Считается, что модно быть актером, или что хорошо зарабатывают экономисты, мало зарабатывают учителя, психологи, работники других сфер. Все это заблуждения, потому что в каждой сфере можно найти себя и при этом неплохо зарабатывать. Например, врачи в зависимости от места работы и квалификации могут зарабатывать по-разному. Профессия педагога также может позволить учителям работать не только в школе, но и подрабатывать в центрах дополнительного образования, брать репетиторство, и так далее. Следующая типичная ошибка – это выбор профессии под влиянием друга – «за компанию». Тут важно понимать, что, например, когда ты идешь в магазин, то выбираешь себе одежду, которая подходит тебе и по размеру и по цвету. Точно также и профессию необходимо выбирать не с другом, а самостоятельно, в соответствии со своими интересами, способностями, возможностями. Еще одна ошибка – увлечение только внешней или частной стороной профессии. Также некоторые отождествляют школьные предметы с будущей профессией или плохо различают эти понятия. Некоторые просто не умеют или не желают разбираться в своих личностных качествах, склонностях и способностях.
– Есть много методик, которые позволяют определить подходящий тип профессии. Насколько они полезны и нужны?
– Полезны. Так, человек в результате тестирования может узнать о себе много интересной информации, узнать склонности к той или иной профессии. Если школьник, пройдя тест, поймет, что у него низкий уровень какого-то необходимого профессионально важного качества по специальности, которой он хочет обучаться, то можно развить это качество. Если, к примеру, журналисту, психологу нужен высокий уровень коммуникативности – тренинг общения будет способствовать развитию коммуникативных качеств, позволит отработать навыки выстраивания эффективных межличностных отношений. То же самое при выборе профессии юриста. Если нет уверенности в себе, будущий специалист столкнется с трудностями при отстаивании интересов своего клиента. Выработать эти качества можно на тренингах уверенности в себе.
Есть много методик, которые позволяют оценить, есть ли у ребенка качества необходимые в той или иной профессии. Но говорить, что они все должны присутствовать у выпускника школы неправильно. Некоторые из них вырабатываются, когда человек уже работает. Поэтому мы не можем говорить, что человек стопроцентно годен к профессии экономиста, юриста или врача... Мы можем говорить только приблизительно. Методика Е.А.Климова одна из самых распространенных и простых в использовании, она позволяет выявить склонности к тому или иному типу профессии в соответствии с разработанной классификацией профессий. (Тест можно пройти на сайте ниже ).
– Неужели, если не очень хорошо знаешь математику, можно пойти учиться на экономический факультет?
– Бывает, что нехватка какого-то качества компенсируется за счет высокой мотивации. Известны случаи, когда человеку говорят, что у него нет определенных способностей, например, к танцам. А он хочет танцевать, упорно тренируется. И у него начинает получаться! Высокая мотивация побеждает абсолютно любые преграды. Можно изначально иметь неблестящие математические способности, но упорно заниматься, и поступить на профильный факультет. Часто бывает так, что те, кто плохо учился в школе, поступают в вуз, оканчивают его, и достигают успехов в работе. А те, кто был отличником в школе, в итоге стал никем. У некоторых людей возникает синдром отличника, когда выпускники, хорошо закончившие школу, привыкшие к высоким оценкам, похвале боятся сделать какой-то шаг, чтобы не потерпеть неудачу, и поэтому не решаются что-то сделать, а троечники привыкли к неудачам, поэтому они делают попытки и часто добиваются большего. Очень сильно влияет и самооценка. Я об этом ребятам всегда говорю: лучше иметь завышенную самооценку, чем низкую. Тот, кто не уверен в себе, боится делать шаг, а человек с высокой самооценкой не боится пробовать. Большое влияние на самооценку ребенка оказывают родители. Поэтому ребенку с раннего детства нужно говорить, что он самый лучший, самый замечательный, умный, способный и так далее.
– В начале нашего разговора вы сказали о том, что при выборе профессии ее не нужно воспринимать, как одну и на всю жизнь? Почему?
– Я за то, чтобы люди не оставались в узких рамках своей профессии. И это можно сделать и в своей профессии. Педагог может развиваться в разных направлениях, получать смежные специальности, проходить различные курсы повышения квалификации, может быть и репетитором, и воспитателем. Это послужит некой альтернативой в жизни. А иногда не следует бояться и поменять профессию. Сейчас востребованы разносторонние специалисты. Также лучше еще со студенческой скамьи начинать получать опыт работы, чтобы в будущем не столкнуться с проблемой трудоустройства. Многим выпускникам кажется, что диплом – это хороший проходной билет в престижную фирму. А на самом деле, чтобы стать успешным специалистом в любой области необходимо приложить максимум усилий, и тогда твоя профессия будет престижной, а ты будешь востребованным и высокооплачиваемым специалистом.
Тест
В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической деятельности психологов и педагогов России является классификация профессий Е. А. Климова.
Методика предназначена для выявления склонности к тому или иному типу профессии в соответствии с разработанной им классификацией профессий.
Инструкция
В каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выберите только один вид (а или б), найдите ячейку на листе для ответов с соответствующим номером (например: 6а, 10б) и рядом поставьте знак «+».
Лист ответов содержит 5 столбцов. Каждый столбец соответствует определенному типу профессии, и в нем проставлены номера по опроснику, относящиеся к данному типу.
Текст методики
а б 1. Ухаживать за животными Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) 2. Помогать больным Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин 3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок Следить за состоянием, развитием растений 4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать 5. Обсуждать научно-популярные книги, статьи (пьесы, концерты) Обсуждать художественные книги 6. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) 7. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) Управлять каким-либо грузовым средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. 8. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) 9. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках 10. Лечить животных Выполнять вычисления, расчеты 11. Выводить новые сорта растений Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.п.) 12. Разбирать споры, ссоры между людьми (убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять) Разбираться в чертежах, схемах (проверять, уточнять, приводить в порядок) 13. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности Наблюдать, изучать жизнь микробов 14. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах 15. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.д. 16. Делать лабораторные анализы в больнице Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение 17. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов 18. Организовывать культпоходы сверстников или младших ребят в театры, музеи; организовывать экскурсии, туристические походы и т.п. Играть на сцене, принимать участие в концертах 19. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания Заниматься черчением, копировать чертежи, карты 20. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
Ключ
Ч-П Ч-Т Ч-Ч Ч-З Ч-ХО 1а 1б 2б 3а 3б 4а 2а 5а 5б 6а 4б 7а 7б 6б 8б 9а 8а 9б 10а 10б 11б 11б 12а 12б 13а 13б 14а 14б 15а 15б 16а 16б 17а 17б 18а 18б 19а 19б 20а 20б
Название типов профессий по столбцам
(Ч-П) – человек-природа; профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Профессии: зоотехник, агроном, мастер-животновод, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
(Ч-Т) – человек-техника; технические профессии. Профессии: столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по коммуникациям и др.
(Ч-Ч) – человек-человек; профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Подходящие профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
(Ч-З) – человек-знаковая техника, знаковый образ; профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Подходящие профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь, программист и др.
(Ч-ХО) – человек-художественный образ; творческие специальности. Подходящие профессии: художник, музыкант, дизайнер, артист, резчик по камню, литературный работник и др.
Примечание:
Какая профессия вам подходит можно определить, набрав максимальное количество баллов по одному из типов профессии. Подходит тот тип профессии, по которому набрано максимальное количество баллов. Если значения одинаковы по некоторым типам – это, значит, что вы еще не до конца определились с выбором профессии.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (4)