Образование
Почему челнинские школьники массово списывают «домашки»
Похоже, что домашние задания, как неотъемлемая часть школьной жизни, превращаются в формальность. Учителя с завидным упорством продолжают задавать «домашки», современные ученики с не менее завидным упорством их списывают, пользуясь многочисленными ресурсами, которые получили в сети название ГДЗ – готовые домашние задания. Может быть, нужно учить без домашних заданий? И вообще, что делать с современным школьником, для которого интернет – это продолжение собственного тела и разума? «Челнинские известия» попытались ответить на эти вопросы.
Масштаб российского списывания поражает. Популярнейший сайт спиши.ру в универсальном рейтинге сайтов liveinternet занимает второе место в категории образование, сразу после социальной сети работников образования. На спиши.ру зарегистрировано более миллиона школьников. В первой пятерке рейтинга похожие сайты мегаботан.ру, литра.ру. На аналогичной странице Еуроки «Вконтакте» зарегистрировано без малого два миллиона человек. На этих ресурсах декларируется, что они не предназначены для бездумного списывания, а лишь для проверки уже сделанных собственноручно «домашек». Но, увы, благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда.
Из разговоров с челнинскими учителями, преподающими разные предметы в совершенно разных школах – в простых общеобразовательных и в гимназиях, стало понятно, что такая картина – следствие современных требований в образовании. Сегодня оно направлено не на фактические знания, а лишь на формальный балльный результат.
- В Европе 30 процентов учеников остаются на второй год. Ни родители, ни учителя, ни сами дети не видят в этом ничего зазорного, считается, что так они лучше усвоят материал, будут действительно что-то знать, у нас же остаться на второй год стало практически невозможно. Вот дети и списывают бездумно, - высказала свое мнение учитель русского языка и литературы с 45-летним стажем школы №34 Светлана Гиматдинова.
Кстати, она констатирует, что если по литературе можно хоть как-то отследить, было ли списано домашнее задание, сочинение или изложение, то по русскому языку при выполнении стандартных упражнений из учебника это практически невозможно. Согласна с ней и учитель математики Айгуль Шайхрамова из школы №25. Отследить списывание домашнего задания по ее предмету тоже невозможно.
- К сожалению, дети просто списывают и не пытаются понять задание. Но по геометрии у меня есть возможность заставить ребят самостоятельно потрудиться дома. Одно задание я даю им из учебника, а второе составляю сама. Это вынуждает их решать задачи самим.
Таким же способом действуют и учителя других предметов.
- Я много раз наблюдал, как дети списывают домашние задания по математике или русскому языку из ГДЗ, по моему предмету это сделать невозможно, - считает учитель истории и обществознания школы №37 Айрат Мусин, - я давно перешел на систему нестандартных домашних заданий, которые составляю сам, их не найти в интернете. Недавно на своих уроках использовал еще один прием – попросил ребят самих оценивать друг друга. А еще я уверен, что каждого ученика педагог должен знать очень хорошо изнутри. Поэтому опытному учителю сразу видно, списал он домашнее задание или нет.
Но на такие тактические ходы преподавателей у сайтов ГДЗ есть контрманевр.
Например, на литра.ру школьнику предлагают эксклюзивное сочинение: «Наши сочинения качественны и уникальны: их нет ни в книжках, ни на других сайтах. Работы доступны для скачивания только зарегистрированным пользователям по принципу «одно сочинение в одну школу». Таким образом, случаи повторения работы в пределах одной школы исключены. Желаем тебе отличных оценок и удачи на уроках литературы». Как вы понимаете, за эти сочинения нужно отдать деньги, расплатиться за эксклюзив можно с помощью электронных платежных систем.
Многие учителя считают, что ГДЗ и ЕГЭ – это явления одного порядка. Формальное зарабатывание баллов, работа на формальный результат, ведь ключи к ЕГЭ также продаются все в той же сети.
- Дети отвыкают думать. А ведь по новым стандартам образования мы должны развивать универсальные учебные действия, то есть научить ребенка собирать информацию из разных источников и уметь ее анализировать. ГДЗ этих умений не тренируют, идет механическое списывание, - высказала свое мнение учитель географии гимназии №77 Светлана Королева.
Тем не менее, хоть челнинские педагоги пытаются сопротивляться натиску ГДЗ, это явление ширится. Очевидно потому, что оно удобно всем: родителям приятно, что чадо пыхтит за компом и находится при деле. Дети, само собой, рады. Педагоги могут радоваться хорошей статистике по успеваемости в классе.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)