Образование
Мифы об Африке развеял ученый из Набережных Челнов
Казалось бы, где Африка и где Набережные Челны? Но наш земляк Альберт Хаматшин об этом загадочном континенте знает не понаслышке: он владеет языками народов Африки, в его дипломе написано – «востоковед-африканист», и он уже защитил кандидатскую диссертацию на эту тему. Как выбор Альберта пал на эту специализацию, в каких странах он побывал, почему не коллекционирует африканские маски – об этом 27-летний ученый рассказал «Челнинским известиям».
Альберт окончил лицей-интернат № 79 и уехал поступать в Москву в 2005 году.
– В то время была распространена такая практика: абитуриенты на месте определялись, в какие учебные заведения сдавать вступительные экзамены. В 17 лет мне столько всего было интересно, что я рассматривал варианты поступления на разные специальности, начиная от геодезии и заканчивая философией. Африканистом стал по стечению обстоятельств: понравилась междисциплинарность этой специальности – так характеризуют направления исследований на стыке наук. Это то, что мне было нужно. В итоге я окончил Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) по специальности «Востоковедение. Африканистика» с красным дипломом. Учился в небольшой группе, у нас преподавали ведущие ученые-африканисты, к тому же предмет исследования был малоизучен. Так что ничуть не жалею о выбранном направлении, – рассказал ученый.
Уже со второго курса подающего надежды студента привлекали к различным исследовательским проектам, от участия в которых перепадали кое-какие деньги. Африканистикой челнинец продолжил заниматься в аспирантуре Института Африки РАН, куда устроился работать научным сотрудником. Много времени приходилось заниматься диссертацией, одновременно с этим у него появилась возможность выезжать за рубеж на международные конференции и в экспедиции.
– Мне повезло побывать в незабываемых путешествиях, и об Африке могу рассказывать много, – делится Альберт. – Впервые попал туда в конце пятого курса университета – почти месяц проводил исследование в Зимбабве. Позже полтора месяца жил в Танзании, месяц – в Марокко, дважды ездил в Уганду. Во время более близкого знакомства у меня сформировалось представление о реалиях жизни в Африке, и шоковых впечатлений я не испытал. Люди, в общем-то, везде более или менее одинаковы, делят одни и те же радости и заботы. Кстати, у нас в стране еще много стереотипов об Африке, и многие на уровне подсознания не готовы воспринимать мысль о возможности благоустроенности ее стран. Когда рассказываешь об этом континенте, делишься фотографиями, соотечественники искренне удивляются тому, что там есть высотные здания, хорошие асфальтированные дороги, промышленность. Зачастую, после того как я представляюсь специалистом по экономике Африки, звучит вопрос: «А что, в Африке есть экономика?».
Еще один стереотип, который развенчал Альберт Хаматшин, это вуду. По его словам, эту традиционную религию исповедует всего лишь 5 процентов африканцев, остальные являются христианами или мусульманами. Вудуисты живут в основном в западной Африке.
– Говорят, что, побывав в Африке, всегда хочется вновь вернуться туда. На мне это правило тоже работает. Когда читаю стихотворения поэта Николая Гумилева, ощущаю – он явно тосковал по увиденным местам, – признается Альберт.
– Сколько иностранных языков вы знаете?
– Английский и турецкий я изучил в лицее, а в университете – два африканских языка. Суахили – самый распространенный, на нем разговаривает почти вся Восточная Африка. Африкаанс – язык потомков голландских переселенцев на юге Африки. Признаюсь, учить их было трудно.
– Какое выражение африканцев вам особенно импонирует?
– На континенте используется до тысячи разных языков, богатых на пословицы и поговорки. В Москве даже издан словарь фразеологизмов языка суахили. Мне нравится фраза «Panapo nia pana njia», что дословно переводится так: «Тот, у кого есть намерение/цель, у того найдется и путь».
– Наверняка у вас есть коллекция экзотичных африканских масок?
– К коллекционированию отношусь прохладно, наоборот, стараюсь избавляться от лишних вещей. К африканским маскам равнодушен, но с удовольствием покупаю практичные товары – одежду, чай, кофе. Отцу привожу монеты, друзьям-филателистам – марки. Когда у меня появится лишнее жилое пространство, хочу начать собирать африканские музыкальные инструменты, игры, буду вешать на стены картины и карты.
В настоящее время Альберт Хаматшин живет в Москве и работает специалистом по внешнеэкономической деятельности в международной ритейлинговой сети, занимающейся производством и продажей спортивных товаров. Кстати, один из ее магазинов открыт и в Челнах.
Несмотря на то что сейчас работа Альберта далека от африканистики, он продолжает заниматься исследованиями «черного континента».
– Я бы хотел, чтобы лет через 10 моя деятельность была связана с международным сотрудничеством, в частности, со странами Африки, а я обладал бы достаточным опытом, чтобы принимать решения на высоком уровне.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)