Образование
Ментальная арифметика: дань моде или развитие ребенка
Несколько лет назад в России появились курсы ментальной арифметики, где детей учат считать огромные цифры в уме по японской системе. Недавно этот метод пришел и в наш город. За два года детей обещают научить складывать пятизначные цифры без калькулятора. Но что это: бесполезная дань моде или действительно развитие для мозга?
За
В Набережных Челнах начали открывать группы, где детей обещают научить быстрому устному счету, специальные курсы стали появляться и в центрах развития. Даже в некоторых гимназиях сделали заказ на обучение учителей начальных классов этой методике. Но одни специалисты считают, что это бесполезная дань моде, а другие уверены, что этот метод, как никакой другой, развивает мозг.
Удивительно, что преподаватели ментальной арифметики в Набережных Челнах знают лишь теорию и суть метода, но сами считать подобным образом не умеют. При этом в один голос твердят, что им это и не нужно. Так, тренер одного из детских центров Айрат Шайдуллин говорит, что научиться этому можно только до 12 лет, максимум до 14, а взрослым – уже не дано.
– Эта методика в Японии и Китае давно и плодотворно работает, на олимпиадах дети решают сложные примеры с секундной скоростью. Но не нужно воспринимать это как курс быстрого счета, это курс развития интеллекта, фитнес для мозга. Сам я знаю методику, но считать не умею, зато мои дети показывают успехи. Поскольку в Россию ментальная арифметика пришла недавно, взрослые у нас так считать не умеют, зато потом, когда наши ученики вырастут, они смогут быть преподавателями-практиками, – говорит Айрат Шайдуллин.
Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания НГПУ Эльмира Галямова решила обучиться методике.
– Я изучила много научных статей зарубежных ученых об эффективности ментальной арифметики, чтобы убедиться в необходимости ее освоения детьми 5-12 лет. Некоторые родители и учителя математики скептически относятся к ее результатам. А я решила поехать на учебу в Санкт-Петербург, чтобы в дальнейшем преподавать ментальную арифметику педагогам дополнительного образования. Как отмечают многие исследователи, эта методика полезна тем, что развивает правое полушарие мозга, которое отвечает за образное мышление, поэтому дети даже могут одновременно считать цифры и, например, читать стихотворение. То есть быстрый счет – это не цель, главное – развитие умственных способностей, – говорит Эльмира Галямова.
Стоит отметить, что курсы ментальной арифметики – довольно дорогое удовольствие, в месяц проходит лишь четыре занятия, а заплатить за них нужно в среднем более 3000 рублей, при этом программа рассчитана на два года. В первый год дети изучают только сложение и вычитание, во второй год – умножение и деление.
Против
Противники этого метода считают: чтобы научиться сложению и умножению многозначных чисел, не стоит тратить два года.
Учитель математики Мария Игошина уверена, что, занимаясь ментальной арифметикой, можно развить лишь устный счет, но этот навык не так важен в современной жизни. Более того, научить этому можно далеко не всех.
– Думаю, что есть много других традиционных методов для развития интеллекта, а в этом методе меня смущает то, что ребенок становится роботом с заученной программой, и боюсь, что таким образом он, наоборот, будет мыслить ограниченно. Насколько мне известно, лишь 30 процентов учеников достигают успеха в ментальной арифметике. Да и нужно ли так перезагружать ребенка, когда можно тренировать мозг какими-то другими, более простыми способами, вроде изучения языков или интеллектуальных игр, – говорит она.
Что думают родители
Отзывы родителей также очень неоднозначны: одни говорят, что их дети не научились ментальной арифметике, а другие хвалят ее. Но больших успехов в нашем городе, пока, видимо, мало кто добился.
– Моя восьмилетняя дочь хорошо учится в школе. Полтора года она ходила на занятия по ментальной арифметике, но совсем не научилась этому методу. Так что не стоит тратить на него время и деньги, – говорит челнинка Венера Хузина.
Возможно, это лишь доказывает то, что у ребенка должна быть предрасположенность к тому, чтобы научиться. Потому что есть и те, кто оставляет положительные отзывы.
– Мой сын занимается пока всего три месяца, огромные числа он пока еще не складывает. Но методика нам нравится, так как уже сейчас он стал более сосредоточен, быстрее решает школьные задачи и примеры, – говорит мама мальчика Людмила Широкова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)