16+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Образование

«У детей нет навыка общения, при разговоре даже в глаза смотреть не могут»

«У детей нет навыка общения, при разговоре даже в глаза смотреть не могут»

Как интернет изменил нашу речь и почему педагогам нужно снова учить детей говорить

Учителя в панике: речь современных школьников стала бедной и неграмотной. Несколько лет в школах проводится собеседование по русскому языку, где у девятиклассников проверяют навыки спонтанной речи. Иногда ребенок не может даже описать фото.

 

«Челнинские известия» пообщались с преподавателями и узнали, как устранить проблемы.

 

Скудный словарный запас

 

Учителя, как один, уверяют: дети стали мало читать и много сидеть в интернете. Это привело к изменению устной речи.

 

Директор, учитель русского языка и литературы школы № 32 Виолетта Рагузина говорит: тем, кто не привык к построению больших фраз, сложно справиться с таким собеседованием в 9 классе. Заметны проблемы в произношении, неверной постановке ударения.

 

– Раньше дети больше читали, структура общения была другой, теперь все очень упрощенно. Сейчас даже проверять сочинения стало неинтересно, – считает учитель.

 

На подготовку к собеседованию ученику дается около минуты, само собеседование занимает не более четверти часа. Итоговый тест состоит из четырех заданий: чтение текста вслух, пересказ с привлечением дополнительной информации, монолог по одной из выбранных тем, диалог с экзаменатором. Тексты на собеседовании сложные, времени на подготовку мало, но в этом и суть проверки навыков спонтанной речи.

 

– У ученика две минуты на чтение текста и три минуты на пересказ. Подготовленные дети справляются, а среднему ученику сложно. В последнем задании идет диалог с учеником, ему нужно ответить на 2-3 вопроса, и мы стараемся задавать несложные вопросы, – говорит учитель.

 

Кандидат наук, доцент Марина Гилязова подчеркивает: во время чтения ученики искажают много слов, некоторые не могут прочитать и удержать целиком внимание на них. Не могут подобрать слова в задании, где нужно описать фото.

 

– У них крайне скудный словарный запас. Из-за того что мало читают, не развивается память, не получается красиво пересказать, вставить цитату по логике. К этой работе не подготовишь за месяц, – сокрушается преподаватель.

 

Обучение в школе заточено на письменную речь, а не на устную

 

Кандидат филологических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой русской и татарской филологии НГПУ Константин Калинин уверен: устная речь связана с тем, что человек читает, с его кругом общения, интересами. Художественная литература формирует грамотную речь.

 

– Более того, обучение в школе заточено на письменную речь. На уроках русского языка в школе большое внимание уделяется диктантам, изложениям, сочинениям. А формат устного собеседования возвращает нас к таким методам обучения, как устное словесное рисование: создание устного текста по картине, на основе своих впечатлений или по заданной теме. Это классический прием, известный с XIX века. Перед педагогами стоит задача научить детей говорить, – рассуждает Константин Калинин.

 

Прошлое поколение всегда ругает нынешнее за «порчу языка». На самом деле устная речь всегда отличалась краткостью, повторами, спонтанностью. Однако для современной речи характерно влияние интернета. Задача учителя заключается в том, чтобы дать образцы не только письменной, но и устной речи.

 

– Разговор в основном состоит из простых предложений или небольших сложных. Нужно уделять особое внимание употреблению правильных форм, постановке ударений и подбору слов. Сейчас речь во многом характеризуется лексической бедностью, детям трудно подбирать синонимы. Над этим работает учитель, и устное собеседование помогает, – добавляет филолог.

 

В речь активно входят и неологизмы: одни остаются, другие быстро уходят в историю.

 

– Многие из них жаргонные, просторечные, но большинство уходят так же быстро, как и пришли. Учителя обычно бьют тревогу, а лингвисты понимают, что это естественный процесс, – объясняет филолог.

 

Суррогатное будущее

 

Марина Гилязова отмечает: минимум общения, чтения, большой объем времени в виртуальном мире приведет к тому, что большинство ребят, скорее всего, будут работать онлайн.

 

– Сейчас дети не читают, а в основном используют только клиповое мышление, которое не позволяет углубиться, о чем-то поразмышлять. С родителями у большинства детей так же не бывает интересных бесед, им некогда, они тоже в телефонах. И в школах очень сложно пообщаться с учителями, потому что на уроках они говорят в основном сами, а дискутировать не разрешают. Соответственно, развивать словесное мастерство негде. А ведь речь – проявление нашего мышления, и если она примитивная, то у ребенка плоское мышление, – выносит свой вердикт Марина Гилязова.

 

Многие вузы в Москве открыли предуниверсарий – специальную школу при вузе для учеников 8-11 классов. А ведущие предприятия начинают со школьной скамьи готовить себе сотрудников. Преподаватель считает, что устроиться на работу в будущем будет намного сложнее.

 

– В ближайшее время остро встанет вопрос, как быть востребованным на рынке труда. Идет автоматизация, роботизация, искусственный интеллект, и нужно будет обладать незаурядными способностями, чтобы получить хорошее место. Всем нужны люди, у которых объемное мышление, богатый словарный запас, умение выражать свои мысли. И сколько мы работаем, обращаем внимание, насколько дети сейчас в этом ограничены. Какое будущее их ждет? Скорее всего, суррогатное, когда они полностью будут поглощены онлайном: обучение, развлечения в сети, где нет привычного общения. К простому взаимодействию у многих нет навыка, даже в глаза при разговоре смотреть не могут, – говорит преподаватель.

 

В наше время очень популярны ИТ-курсы, но Марина Гилязова уверена: скоро потребности в этом не будет.

 

– Нужно намного меньше специалистов, а уже лет через пять в них почти не будет потребности. И дети, которые идут в ИТ-школы, -клубы, будут заточены только под это. Уже был такой опыт с популярными в вузах профессиями юриста и экономиста. Где они все? Сейчас так же: будет куча айтишников, но рабочих мест – мало, – добавляет она.

 

Как научиться красивой речи?

 

Для развития устной речи Константин Калинин рекомендует:

 

Не только больше читать, но и больше говорить. Сейчас есть много площадок, в том числе научно-популярных, где можно выступать, также у всех есть возможность делать это перед классом, коллективом. Всем будет полезно больше говорить и следить за своей речью.

 

Можно записывать себя на диктофон, чтобы послушать свою речь со стороны. Нам может казаться, что мы говорим хорошо, но при прослушивании, обычно заметны все недочёты.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (4)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • Хорошо ли вы спите?