Образование
«Запрещены двойки. Позорище!»: родители и учителя Набережных Челнов высказались о школе
В преддверии Дня знаний участники образовательного процесса нащупали болевые точки в современной школе.
Через пару дней вся страна в едином порыве начнет новый учебный год. Ученики сядут за парты, учителя возьмутся за планы и указки, родители - за сердечные капли. И хотя каждый год приносит Набережным Челнам новые победы в предметных олимпиадах и новых стобалльников, система образования переживает тем временем серьезный кризис. Нехватка учителей, вторая смена, толпы неприкаянных абитуриентов, не поступивших на бюджет – это лишь малая толика проблем. О причинах кризиса и о том, что бесит педагогов и родителей в школе, мы попытались поговорить с участниками образовательного процесса. Разумеется, анонимно. Потому что учителя боятся увольнений, а родители – того, что на их детях отыграются в школе. Но все лица этого опросы реальные, живут и работают в Челнах.
«В трех предложениях 18 ошибок»
Педагог с 40-летним стажем:
- Я хотела бы поднять только две проблемы. Одна из них – это наши молодые специалисты. Меня всегда удивляло, что при перераспределении нагрузки и классного руководства тем, кто только пришел в школу, классы дают по остаточному принципу. Более опытные педагоги получают классы, где ученики замотивированы на учебу, где родители заинтересованы дружить с учителем и помогать. А трудные классы достаются молодым специалистам, которым просто педагогического опыта не хватает вывезти на себе все это. И молодой учитель помучается полгода - год и увольняется. Со слезами уходят, потому что администрация безапелляционно заявляет, что они не справляются. Конечно, есть школы, где есть наставничество, где поддерживают молодого учителя. Но та тенденция, с которой сталкивалась я, наблюдается еще с советского периода. Потому-то обидно за молодежь. Получается, им не просто шишки надо набить, а получить удары судьбы, рыдать, чтобы потом решить – оставаться в школе или нет.
Вторая проблема – учителям запрещено ставить двойки и оставлять на второй год. Это позорище! А чем нынешние школьники отличаются от школьников 80-х? Ничем! Почему мы тащим их за уши до 11-го класса? А ученик давным-давно сгорел, он понял, что можно жить за чужой счет, он давно не мотивирован. У немцев хорошая практика: если ребенок не сдал, он остается на второй или на третий год. А мы выращиваем лентяев.
По поводу родителей могу лишь, как анекдот, рассказать реальный случай. Пришла однажды родительница жаловаться, что я неправильно учу детей. Принесла заявление, напечатанное на компьютере, в котором три предложения. В них 18 ошибок! Я это заявление сфотографировала на память.
«Каждый день идешь в школу, и каждый день новый отчет»
Педагог с 16-летним стажем:
- Бесят отчеты и документы, которые не дают работать нормально с детьми! Причем отчеты придумываются на ходу. И с каждым годом фантазии все изощреннее. В прошлом году как-то подсчитали – до 50 разных отчетов педагогам приходилось сдавать. Только разных списков класса в начале года готовишь до 5-7 штук: завучу, библиотекарю, врачу, социальному педагогу. В личные дела – еще один список, в воспитательный отдел – еще один список.
Воспитательный план нужно написать на 35-40 страниц. Это полная чушь! Сил и времени в прошлом году так и не хватило, чтобы его дописать. Если у учителя был выпускной класс, тогда надо написать еще один список – кто куда поступил, бюджет – не бюджет, точное название вузов. Дети, которые не поступили, должны предоставить справку, что они уже работают, даже если неофициально трудоустроились. И я эти справки должна хоть из-под земли достать, чтобы управление образования успокоилось, что все выпускники у нас устроены. Хотя это вообще не моя забота – дети уже совершеннолетние и у них есть родители.
В этом году придумали для педагогов обучение на образовательной платформе «Сберкласс». И все его обязаны пройти, особенно в Татарстане. Начало обучения с середины августа до октября, но уверена, что ничего полезного там не будет. И это я еще процентов 10 только рассказала из той бумажной работы, что требуется. Ты каждый день идешь в школу, и каждый день новый отчет кидают сверху. И надо прямо сейчас его сделать и отправить.
А еще нужно детям давать хорошие знания, чтоб никто не жаловался и выпускники сдавали экзамены хорошо. А они сдают плохо, потому что не хотят учиться. В этом году многие не сдали выпускные экзамены, особенно девятиклассники. И будут пересдавать осенью. Кто виноват? Конечно, учитель. Весь год их умоляешь, чтоб они учились, но этого не происходит.
Бесят ли родители? Все зависит от отношения и опыта педагога. Скорее не бесят, а мешают работать. Каждый год находится какая-нибудь умная мама, которая лучше учителя знает, как надо учить детей. Особенно часто проблемы возникают при переходе детей из начального блока в средний. "Там Марьиванна ставила 4-5, а вы здесь ставите 3 и 2". А у ребенка по факту знания действительно нулевые, потому что в начальных классах бывает такое, что тянут детей.
Жалобы пишут: «Вы плохой специалист, раз не можете научить и не можете справляться с ребенком». Например, домашнее задание в электронном дневнике по какой-то причине не сохраняется, потому я всегда диктую его под запись детям. Ребенок его не записал, а в электронном дневнике домашнего задания нет - значит «училка виновата». Мать потом приходит со скандалом в школу. А ребенок систематически и на уроке не работает, и дома ничего не делает.
«Образование превратилось в фактологию»
Мама первоклассника и 7-классника:
- В школе напрочь исчезла воспитательная функция. Учителей интересует только результат, а не микроклимат в классе. У детей очень скудная внеклассная жизнь. Особенно теперь из-за пандемии отменили многие мероприятия, экскурсии.
Дополнительные занятия, если ребенок не понял тему, платные, нет, как раньше, бесплатных факультативов. Тетради к учебникам платные, и само образование превратилось в фактологию, натаскивание на ЕГЭ. Очень много домашних заданий. Дети испытывают непомерные перегрузки. Из-за этого многие близорукие и сколиозные уже ко второму классу.
Мама девятиклассника:
- Образование абсолютно коммерциализировалось. Если ребенок в школе чего-то не понимает с первого раза – значит, этот пробел должен устранить родитель. Ну и что, что он работает каждый день и видит своего ребенка только перед сном. Если и он не может (не знает физику/не читал «Анну Каренину»/не может доступно объяснить) – тогда милости просим к репетиторам. Причем реалии таковы, что репетиторы подчас берут на себя основную нагрузку, тащат базу, а школа этой базы почему-то дать не может. В силу разных причин: уволился учитель, а другой не пришел. Или вместо дипломированного педагога по физике пришел просто инженер с завода, знающий физику, или просто программу по предмету дали сложную, а часов – по минимуму, потому и освоить ее могут только вундеркинды.
На собраниях об успеваемости говорят пять минут, а оставшиеся 50 минут решают, кто и на что сдает деньги, подписывают какие-то бумажки, составляют списки, обсуждают какие-то мелочи, не стоящие внимания.
Мы столкнулись с тем, что последние два года в школе учителя говорили, что у нас класс лодырей и дебилов. В результате даже те, кто дебилом не был, ушел либо в другую школу, либо в колледж. Процесс распределения детей – кто достоин пойти в 10-й, а кто нет – можно было снимать на видео для соцсетей. Дошло даже до драки. Понимаю, что адекватность отдельных матерей и отцов можно ставить под сомнение, но и педагоги, к сожалению, сейчас большей частью не являются личностями и авторитетами для детей и родителей.
А еще я не поняла, для чего в 9-м классе в обязательном порядке заставили всех изучать немецкий язык. Если в минобразования решили, что за один год дети выучат язык как родной, то они очень просчитались. Все со 2-го класса учат английский, но говорят на нем единицы. Кстати, это еще один пробел современного образования – утилитарности в школьных знаниях по минимуму.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)