Культура
«Нет практики сохранять»: художники Челнов восстанавливают скульптуры Ханова и «Золотой горки»
Энтузиасты взялись за восстановление исторических скульптурных композиций. В поле зрения профессионалов попали скульптуры Ильдара Ханова у Центральной библиотеки и объекты с территории бывшего лагеря «Золотая горка».
Заявились на президентский грант
Представители Союза художников Набережных Челнов своими силами и средствами восстанавливают скульптуры, находившиеся на территории заброшенного пионерского лагеря «Золотая горка». Большую часть вывезли в 2024 году, помощь оказана меценатом, коллекционером современного искусства, предпринимателем Исмаилом Ахметовым.
С территории лагеря забрали 18 скульптур, осталось четыре. Скульптуры повреждены не только временем, но и вандалами. У них сломаны некоторые части. Инициатором спасения «погибающих» объектов стал Александр Музлов, он себя называет мастером по дереву, живописцем, каменщиком.
«Сегодня они находятся на участке, где я строю дом, в деревне Старые Ерыклы Тукаевского района. Там их восстанавливает активист Александр Музлов. Живет во Владимирской области, детство и молодость провел в Набережных Челнах. Семь объектов уже приведены в порядок на 70 процентов, используются современные материалы, гарантирующие хорошую сохранность. Своих средств на это вложено 200 тысяч рублей. При поддержке Министерства культуры республики, мэрии и Союза художников города, издания «Челнинские известия» заявились на президентский грант – на сумму в 359, 5 тысячи рублей. Его реализация рассчитана до августа 2026 года. Ожидаем итогов рассмотрения заявки», – рассказал председатель Набережночелнинского отделения Союза художников России Ленар Ахметов. – Александр занимается спасением советской скульптуры у себя – во Владимирской области, причем ее там очень много. У нас в Татарстане – мало. «Золотая горка» – это пионерский лагерь, где они присутствуют, – отметил председатель союза. – Авторы скульптур неизвестны, причем они разные. Возможно, делались на строительных комбинатах. Почерк и стили также разные – есть и анималистический жанр, и классический, и в духе соцреализма».
В помощь Всероссийский фестиваль
Еще одной скульптурной композицией «Метеорит» в Набережных Челнах заинтересовалась координатор фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», дизайнер, художник Любовь Егорычева. Челнинка в этом проекте пять лет. Основой его принцип – «настоящее добровольчество», дать возможность людям стать частью этого события.
«Композиция выполнена известным скульптором Ильдаром Хановым. Сначала это был фонтан, с 1981 года располагался перед гостиницей «Татарстан». При реконструкции площади, в 2014 году принято решение перенести скульптуру на бульвар Ямашева, вблизи Центральной библиотеки, – сделала экскурс в историю Любовь Егорычева.
По словам координатора, первым объектом в Татарстане, за который они взялись, стал фасад деревянного дома дореволюционной постройки (примерно 1906 года) на улице Спасская, 7 в Елабуге. После перешли на Елабужский пивоваренный завод на улице Казанская, 66, построенный династией Стахеевых во второй половине 19 века. Изначально в фокусе у фестиваля было сохранение деревянных домом, наличников – деревянной архитектуры. В течение десяти лет существования «Том Сойер Феста» по России восстановлено более 50 исторических объектов, более 200 фасадов.
За годы практики диапазон расширился – обратили внимание и на скульптуры, выполненные из смальтовой мозаики.
«В Ростове-на-Дону появились примеры, где восстановили фонтан из мозаики «Лиры» и сейчас работают над мозаичным панно, украшавшее советский ресторан «Балканы». Там координатором является профессиональный реставратор-мозаичист Марина Яблонская. Мы с ней познакомились на Всероссийском съезде «Том Сойер Феста» в Твери, она нас консультирует. Работы по челнинскому объекту рассчитаны на год. Сбор средств планируем вести с помощью фондов фестиваля – «Наследие» и «Внимание». Будем искать и местных партнеров, волонтеров. Участвовать может любой желающий – как финансово, так и своими руками, – поделилась координатор. – Предстоит большая работа: нужно сделать опалубку вокруг скульптуры, заливать отмостку бетоном для устойчивости. Потом будем ее отмывать, смывать краску, откалывать отпадающие кусочки, расшивать существующие трещины, чтобы, по сути, провести операцию по «заживлению ран». В майские праздники делаем калькирование скульптуры для макета и фиксации утраты и цветовой палитры мозаики. Смальту закажем в смальтоварне Москвы».
Вокруг этого начинания уже собралась команда единомышленников.
«Это председатель Набережночелнинского отделения Союза художников России Ленар Ахметов, художник Дмитрий Куркин, он учится на худграфе педагогического университета Набережных Челнов, постоянный член команды фестиваля, мозаичист Юлия Железнова, – обратила внимание на своих коллег Любовь Егорычева. – Наш город – сравнительно молодой, поэтому мы еще не осознали, что пришло время сохранять. У нас еще не случалось коллективного опыта сохранения своего наследия. Пока нет такой практики, мы решили ее начать».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)