Общество
Оксана Киреева: «В летнем лагере у детей нет социальных ярлыков»
Психолог рассказала, как лагерь может изменить подростка и чем нынешние дети отличаются от предыдущих поколений
Этим летом единственному в Набережных Челнах психологическому лагерю «Ника» исполняется 20 лет. В его организации принимали участие педагоги и психологи молодежного центра «Заман».
Один из них – Оксана Киреева – психолог МЦ «Заман», которая по совместительству является руководителем проекта. В интервью «Челнинским известиям» она рассказала о детской психологии.
– Оксана, в июне психологическому лагерю «Ника», который работает от молодежного центра «Заман», исполняется уже второй десяток лет. Расскажите, как он создавался?
– 20 лет назад перед каждым молодежным центром города была поставлена задача создать свой лагерь. По решению руководства «Замана», мы взяли профиль психологического развития личности ребенка, то есть практической игровой психологии для детей и подростков. Также мы добавили развитие творческих способностей, поэтому наш лагерь не только психологический, но еще и творческий. Всю теоретическую и практическую составляющую мы, как профессиональные психологи, имеющие опыт работы с подростковой, молодежной аудиторией, разрабатывали сами. Возраст наших воспитанников от 8 до 17 лет – от ребенка до подростка. У нас три отряда: младший, средний и старший.
– Какие дети принимаются в ваш лагерь? Есть ли какие-то ограничения?
– Мы не принимаем детей, у которых постоянные конфликты и вредные привычки. Когда ребенок приходит к нам, заранее рассказываем о наших правилах и узнаем, готов ли он соблюдать их. Мы всегда предупреждаем родителей, что наш лагерь не для исправления, а для развития.
– Конфликтность в человеке не сразу можно углядеть. Как вы поступаете, если во время смены случаются конфликтные ситуации?
– Мы разбираем эту конфликтную ситуацию. Объясняем, кто, где был не прав, и даем шанс на исправление. Если человек исправляется, то двигаемся дальше.
– Вообще дети охотно идут на то, чтобы разобрать ситуацию? Подумать над своим поведением?
– Да, вполне охотно. Они понимают, что есть конфликт и мы не оставим его наедине с этой проблемой. Здесь их никто не осудит, наоборот протянут руку и помогут разобраться.
– Слышал, что в вашем лагере запрещены телефоны. Правда ли это?
– Да, изначально было так. Можно позвонить утром и вечером родителем, от 5 до 10 минут. Все остальное время лагерь без телефонов. Дети сами сдают их своему любимому вожатому, либо сами собирают их. У некоторых бывают ломка день-два, потом вообще забывают про них. Вернувшись домой, дети пишут нам о том, что, оказывается можно проводить время и без телефонов. После лагеря они даже родителям свечки начинают устраивать. Это уже такая рефлексия получается. Осознание того, что понравилось за день, что не понравилось, что удалось в себе прокачать.
– Оксана, каким ребенок приходит в лагерь и каким он получается на выходе? Может быть, есть какие-то яркие примеры?
– У нас был подросток, которого не принимали в классе, что очень его огорчало. Здесь ему удалось измениться. Так часто бывает, не принимают в классе, идет эмоциональный прессинг, это стресс не только для ребенка, но и для родителей. И наш герой был в такой ситуации. Что делать? К счастью, ему удалось попасть в такое атмосферное место. Он понял, что можно вести себя по-другому. Когда приезжаешь в лагерь, здесь нет социальных ярлыков. Тебя никто не знает. Это как приехать в новый город, в новый коллектив, что называется начать жизнь с чистого листа. Ты можешь быть здесь тем, кем хочешь, развить свои навыки, способности. Вернувшись домой, ты уже не будешь прежним, у тебя другая осознанность, другие отношения, меняется взгляд на те или иные вещи, больше понимаешь про отношения. Так и произошло с тем подростком.
– То есть общество уже его не ломает, он не возвращается к исходной точке?
– Общество уже может сломать его, он более уверенный, Он понимает, что активность это здорово. Не обязательно сидеть за последней партой или прятаться за шторкой, а можно высказать свое мнение. Это тоже классно. Можно протягивать руку помощи тому, кто нуждается. Либо быть лидером, например, брать ответственность, не только за себя, но и за других. Очень много таких примеров, когда, дети в школе не являясь лидерами, после лагеря, особенно после несколько смен становились лидерами в классе, школе. У нас один мальчик приехал к нам впервые в 10 лет, после стал вожатым. Закончив школу, поступил на географический факультет института в Москве. Там его сразу сделали старостой, сейчас уже 4 курс и он до сих пор придерживается активной жизненной позиции. Он более ответственный, осознанный и более активный по сравнению с другими.
– Мы работаем над осознанностью, то есть это осознанное поведение, осознанное развитие и осознанное движение. Все конфликты, которые возникают среди детской и подростковой аудитории, мы решаем сразу. На потом их оставлять нельзя. Дети, приезжая в наш лагерь, знают, что у них будет поддержка, принятие и развитие. Считаю, что именно эти ключевые моменты и отличают нас от других лагерей. Плюс у нас индивидуальный подход к каждому ребенку. Когда дети приходят в наш лагерь, мы говорим, что они могут обратиться к любому человеку из нашей педагогической команды за помощью. Здесь каждого поддержат и поймут. У нас регулярно проходят свечки (прим. ред. – мероприятия, где ребята делятся пережитыми за день эмоциями и впечатлениями), на которых каждый рассказывает, чего он достиг за день, какой результат получил.
– А что с психологией? Какой процент детей после лагеря хотят сделать ее своим призванием?
– Не скажу в процентном соотношении, но были примеры, когда выбирали психологические факультеты или педагогику. По сути, это смежная отрасль, тут тоже нужно обучать, быть примером для других. Для многих психология прям стала таким необходимым жизненным навыком. То есть осознание того, что ты делаешь, осознание своих эмоций, своих внутренних конфликтов, как их можно разруливать и так далее.
– С какими психологическими проблемами сегодняшние дети? Как сильно они отличаются от детей 20 лет назад?
– Тогда дети были более активные, более лидерские. У них были цели. Они спрашивали, допустим, как взаимодействовать с другими. Хотели развивать навыки общения. Узнавали, как себя можно замотивировать на что-то, как достигать целей. Сейчас дети более инфантильные.
– А с чем это связано?
– Много страхов, тревоги и апатии. Стало больше внутренней агрессии, внутриличностных конфликтов, панических атак. Если раньше они были внешними, то сейчас больше внутренние проявления. Еще многие дети стали сильно бояться публичных выступлений.
– В чем источник всех бед?
– Тут много моментов, от окружения до происходящих вокруг событий. Свою роль играет и теория поколений. Простыми словами, это как происходящие в мире события влияют на мировоззрение человека. Понятно, что сейчас есть и тревожность, и страхи, но я думаю, что нынешнее поколение будет более миролюбивым, менее конфликтным и менее агрессивным.
– А гаджеты, интернет играют свою роль в их развитии?
– Безусловно, они сейчас больше интернету доверяют, чем людям. Критическое мышление не у всех развито. Бывает даже в беседе, они решают какие-то моменты перепроверить в интернете. Больше доверия у них вызывают блогеры, другие онлайн-звезды.
– Многие родители жалуются, что дети стали ленивыми. Не хотят учиться, ходить в школу…
– Есть такое. Дети, как будто бы сейчас не видят ценности в образовании. Все можно быстро посмотреть в интернете, считают они. В нашем лагере дети узнают интересных, искренних людей, стараются равняться на педагогов вожатых, которые могут всем эти поделиться, готовые вложиться в каждого ребенка. Поэтому лагерь делает не крутая инфраструктура, а люди.
– Некоторые дети замалчивают проблемы. Они держат их в себе или все же делятся с кем-то, например, со сверстниками?
– Замалчивают, если нет доверия. Со сверстниками они могут поделиться, если есть друзья, если есть компания, которой они могут доверять. Но это может быть очень опасно, имею в виду замалчивание, потому что это угроза жизни, здоровью, не только своего, но и других людей. Поэтому, на мой взгляд, лучше о проблеме говорить.
– Как разговаривать с ребенком, не спугнув его?
– Важно принятие. Принимать его таким, какой он есть. Нужно дать ему понять, что он может измениться, стать более классным человеком. Нельзя критиковать, поэтому надо выводить его на плюс, на позитив. Всегда привожу три аргумента: если ты что-то не знаешь, ты можешь узнать; если ты не умеешь, ты можешь научиться, а если ты не знаешь, как прокачать, ты можешь прокачать.
– Оксана, ваши советы родителям в это непростое время. Как воспитать достойного ребенка?
– Ну, самый лучший пример для ребенка – это родитель. Если ты сам являешься тем, кем являешься, то ребенок тоже пойдет за тобой. Если ты говоришь о том, что нельзя, а сам делаешь это, то и ребенок поступит также. Детей нужно принимать, развивая их потенциал. Но не всем удается видеть этот потенциал. Да и часто бывает так, что родители сами по себе, а дети представлены сами себе. Есть и вторая сторона – очень сильный контроль, когда за ребенка делают все. Охватили его этим шатром и не дают никуда двигаться. Ребенок должен развиваться по своей траектории. Чревато это все инфантильностью, нежеланием ничего делать. Он знает, что за него все сделают, все дадут и ему можно в принципе не шевелиться. Здесь абсолютно нет никакого развития. А потом у родителей возникают вопросы, что с этим делать? Поэтому с контролем не стоит перебарщивать. И, конечно же не забывайте проявлять любовь и говорить об этом вашему ребенку.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)