18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

События и факты

За игрой в домино Табеев убедил Брежнева построить КАМАЗ в Набережных Челнах, а не в Красноярске

За игрой в домино Табеев убедил Брежнева построить КАМАЗ в Набережных Челнах, а не в Красноярске

Вчера скончался Фикрят Табеев, с 1960 по 1979 год работавший первым секретарем Татарского обкома КПСС. Для Набережных Челнов личность Табеева является особенной - Фикрят Ахмеджанович сыграл большую роль в том, что завод по выпуску большегрузов, который получил название КАМАЗ, был построен именно в нашем городе. Вот как об этом в книге челнинского писателя Ягсуфа Шафикова «Фикрят Табеев» рассказывает сам Фикрят Ахмеджанович:

«Строительство крупного за­вода по выпуску большегрузных автомобилей было продиктовано временем. Народное хозяйство нуждалось в таких автомобилях с дизельными двигателями. Необхо­димо было обеспечить дизельны­ми двигателями и другие пред­приятия.

В конце 60-х годов ЦК КПСС и Совет Министров СССР приня­ли решение о строительстве тако­го комплекса. С этой целью Гос­плану СССР было поручено под­готовить и разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) возведения целого комплекса заво­дов в различных регионах Совет­ского Союза. Госплан СССР изучил около семидесяти вариантов выбора площадок в различных областях и краях. В этот список попала и Татария. При его составлении, видимо, учли мои неодно­кратные обращения в ЦК КПСС и правительство СССР о необхо­димости строительства крупного машиностроительного комплекса в связи с возможным уменьшени­ем добычи нефти в республике.

Над технико-экономическим обоснованием строительства боль­шого автозавода в разных регио­нах СССР работали ведущие на­учно-исследовательские и проект­ные организации страны. В этот процесс были вовлечены лучшие умы из всех отраслей народного хозяйства страны.

В конце концов методом срав­нительного анализа оставили два региона — Красноярский край и Татарию, то есть Набережные Челны…

Сторонники возведения комп­лекса в Сибири исходили из то­го, что, мол, надо осваивать бес­крайние просторы Сибири. Они учитывали и то обстоятельство, что в Сибири находились метал­лургические заводы, что здесь де­шевая электроэнергия, вырабаты­ваемая на крупнейших в мире гидроэлектростанциях…

Но в проектно-исследовательских центрах Москвы и вышестоящих руководящих кругах страны все больше склонялись к мысли, что автогигант следует построить в Набережных Челнах. Безусловно, учитывалось наличие в Татарии трудовых ресурсов, продовольст­венное снабжение, наличие же­лезнодорожного и водного транс­порта и т. д.

Все материалы по технико-экнономическому обоснованию строительства автогиганта и со­путствующего нового города в Набережных Челнах уже были го­товы, и мы ждали окончательно­го решения вышестоящих органи­заций. Вдруг неожиданно для се­бя узнаю, что подписано постано­вление Совета Министров СССР о строительстве автозавода под Красноярском. Это там, где сей­час выпускают полуприцепы для большегрузов. Сами понимаете, новость для меня была не из приятных.

В эти же дни стало известно, что меня включили в состав пар­тийно-правительственной делега­ции для поездки в Минск на юбилейные торжества в связи с 40-летием Белорусской ССР. Де­легацию возглавил сам Леонид Ильич Брежнев.  В нее меня включили не случайно. В войну и в послевоенные восстановитель­ные годы Татарстан шефствовал над Белоруссией, поставляя про­дукты питания, теплую одежду и т. д. Кроме того, на белорусских землях, защищая Отчизну от гит­леровцев, погибли многие сыно­вья и дочери Татарии. Немало уч­реждений и организаций Белорус­сии были эвакуированы в нашу республику.

Брежнев любил на досуге поиграть в домино. Фото Владимира Мусаэльяна http://www.musaelian.ru/

Поезд с делегацией из Москвы выехал вечером. Когда все устро­ились по своим местам и поезд уверенно отмерял километры в западном  направлении, Леонид Ильич предложил членам делега­ции сыграть в домино. Сначала выпили по символической чарке за успешную поездку. Настроение у Л. И. Брежнева и у остальных было приподнятое. В четверке иг­роков оказался и я. Стучим, зна­чит, костяшками под стук колес, Леонид Ильич оказался азартным игроком. Только знай, покрякива­ет и стучит костяшками, иногда супя густые брови. Улучив удоб­ный момент, я, как бы между прочим, говорю:

— Леонид Ильич, давайте по­строим автомобильный завод в Татарии. Чего это его строить в далекой Сибири, везти туда за тысячи километров в суровый край людей, станки, оборудова­ние? Когда будет построен завод, опять же по всей стране надо будет развозить 150 тысяч больше­грузных автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей.

Брежнев промолчал. Как гово­рится, и бровью не повел, про­должал стучать костяшками.

Через несколько минут я снова начинаю:

— Леонид Ильич! У нас мощ­ная строительная база и большой людской потенциал... Даю слово, что мы построим первую очередь завода за пять лет, вторую - тоже за пять лет...

Л. И. Брежнев опять не проронил ни слова. Вскоре все мы ра­зошлись по своим местам для от­дыха.

Должен заметить, что по принятому Советом Министров СССР постановлению строитель­ство автозавода под Красноярском тоже было решено вести в два этапа. Каждой очереди отво­дилось десять лет.

При выборе площадки под ком­плекс автомобильного завода у нас в Татарии был практически один-единственный минус - отсутствие металлургической базы. Вот почему при составлении тех­нико-экономического обоснова­ния по моему предложению было предусмотрено строительство боль­шого литейного завода. Забегая вперед, скажу, что в дальнейшем я планировал еще и строительст­во своего металлургического заво­да. Это уже я просто по времени не успел...   

Торжества в Минске прошли на высочайшем уровне. Был устроен грандиозный прием. Мы осмотрели панораму в честь Побе­ды над гитлеровскими захватчика­ми. Меня поразило, с какой лю­бовью была оформлена большая выставка, рассказывающая о пред­ставителях Татарстана, сражав­шихся с фашистами на белорус­ской земле, о той помощи, кото­рую наша республика оказала Бе­лоруссии.

В Москву тоже возвращались в хорошем настроении. Л. И. Бреж­неву я больше не стал напоми­нать о строительстве автозавода. Однако потом стало известно, что мое обращение к нему имело серьезные последствия. ЦК КПСС заново затребовал все ма­териалы по выбору места строи­тельства автомобильного комплек­са. После основательного их изу­чения было отменено первона­чальное решение правительства о его строительстве в Сибири и принято совместное постановле­ние ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР о возведении Кам­ского автозавода (КамАЗ) в горо­де Набережные Челны Татарии.

Фикрят Табеев (слева) и Алексей Косыгин

Оказалось, что первоначальное решение о строительстве компле­кса под Красноярском было при­нято по предложению председате­ля Госплана СССР Н. К. Байба­кова. Будучи ярым сторонником приоритетного развития Сибири, он сумел убедить Председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина подписать постановление правительства.

Памятное заседание Политбю­ро ЦК КПСС, пересмотревшее постановление правительства СССР о строительстве автомо­бильного комплекса, вел Михаил Андреевич Суслов. По всему чув­ствовалось, что решение в пользу КамАЗа обсуждено на самом вер­ху. Постановление о сибирском варианте отменили. На заседании Политбюро А. Н. Косыгину даже не дали слова. За пе­ресмотр постановления и приня­тие решения о строительстве за­водов в Татарии выступили ми­нистр энергетики и электрификации Непорожний, министр авто­мобильной промышленности Та­расов и я.

Без ложной скромности скажу, что это был звездный час не только для руководства Татарии, но и для всех жителей республи­ки. Строительство крупнейшего в мире автогиганта и современного города преобразило социально-экономический облик Татарстана, помогло сделать сильный рывок в его развитии».

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос