События и факты
Преподаватель вуза в одночасье оказался бездомным бродягой
Наша читательница рассказала о непростой ситуации знакомого, в одночасье оставшегося без крыши над головой и вынужденного ночевать где придется. Попросила совета: « Кто ему может помочь?». Мы продиктовали ей телефон и адрес Набережночелнинского центра социальной адаптации «Перекресток». Его сотрудники уже 16-й год помогают людям без постоянного места жительства и работы. Журналист «Челнинских известий» побывала в этом учреждении, чтобы узнать, каким образом люди оказываются на дне, удается ли им вернуться к нормальной жизни.
На улице оказался после операции
Первым делом мы встретились с новым обитателем центра, о котором в редакцию сообщила сердобольная читательница. Им оказался 58-летний Валерий Димитриев. Лет тридцать назад жизнь челнинца, имеющего два диплома, можно было назвать благополучной. Были жена, дочь и сын, работа в управлении главного конструктора КАМАЗа, а затем работа в вузе. Но в какой-то момент все понеслось в тартарары.
– Не сладилось у нас с женой, – поясняет мужчина. – Я заболел: врачи обнаружили опухоль головного мозга, пришлось искать деньги и ехать в Казань на операцию. Когда вернулся, жена ушла ухаживать за больной матерью. Так и жил один на пенсию инвалида в 6,5 тысячи рублей. Спасибо другу – навещал, помогал с лекарствами. Я не заметил, как накопился долг по квартплате в 65 тысяч рублей. В итоге жена сделала все, чтобы лишить меня квартиры, и я оказался на улице без документов и теплой одежды. Пришлось работать дворником, ночевать в мастерской.
Что касается взрослых детей Димитриева, то у них своя жизнь и отношения между родными не сложились.
– В отцовской квартире-«однушке», единственным наследником которой был я, жила дочь с семьей, – поясняет Валерий Димитриев. – Неожиданно узнал, что она ее давно продала и купила другую, большую.
Чаще бродягами становятся пьющие мужчины после развода
– Основной контингент – это мужчины 40-50 лет после развода, спившиеся, бросившие работу, оставившие квартиры семьям. Есть и судимые, они вернулись из заключения, но ни дома, ни работы, ни денег у них нет. Кто-то приехал в Челны на заработки, но не сложилось, а домой вернуться было стыдно. Есть те, кто стал жертвой черных риэлторов, заложниками банковских кредитов, – говорит заместитель директора центра «Перекресток» Наталья Мухаметгалиева.
Еще одна категория – старики, которые когда-то ушли из семьи, бросили детей. Даже когда сотрудники центра «Перекресток» находят их родных, это ситуации не исправляет. Например, два сына постоянного обитателя подземного перехода категорически отказались даже от встречи с отцом.
Редко бывают истории с хорошим концом. Так, сотрудники центра нашли дочерей парализованного 90-летнего мужчины. Он ушел из семьи, и жена одна растила троих детей, дала им образование. Взрослые дочери поместили отца в дом престарелых и по очереди, в дополнение к его пенсии, оплачивают уход за ним.
Ушел с одним чемоданом
Центр «Перекресток» обслуживает и близлежащие районы. 60-летний Валим Мифтиханов – почетный донор из Елабуги, работал на автопредприятии.
– Я жил в однокомнатной квартире жены, которую купил ее сын, – рассказывает он. – Брак был гражданский, и после ее смерти он сообщил, что намерен здесь сам жить с семьей. Я отдал ему ключи и ушел с одним чемоданом. Спасибо «Перекрестку», где человеком себя почувствовал.
Сейчас ему готовят документы для переезда в дом престарелых.
Шанс дают всем, но…
Все обитатели центра – в чистой одежде. Одни во дворе на прогулке, другие в комнате отдыха играют в шахматы, смотрят телевизор, есть и библиотека. Основная группа – на работе, которую им помогли найти. В комнатах спят на кроватях, застеленных бельем, и это роскошь для обитателей подъездов, заброшенных строек и дач.
Не стоит думать, что центр, рассчитанный на 50 мест, – это санаторий. В нем можно пребывать до полугода. Но если кто-то нарушит внутренний режим, в частности, «сухой закон», начнет дебоширить, с ним прощаются. Инвалидов 1-й и 2-й групп, пенсионеров кормят три раза в день, остальных трудоспособных – только завтраком. Продукты на обед и ужин они покупают сами.
– Когда мы приводим человека в божеский вид, с ним начинают работу психолог и медик, чтобы у него возникло желание вернуться к нормальной жизни, – рассказывает Наталья Владимировна. – Шанс есть у каждого, но, к сожалению, не у всех бывает желание воспользоваться им.
Парадокс в том, что выбраться из ямы некоторые просто не хотят, поэтому попадают в центр по нескольку раз.
– Запомнился 50-летний мужчина, который у нас появился после освобождения из колонии, – приводит пример Наталья Мухаметгалиева. – Он начал работать, купил машину и приехал к нам ее показать. Мы искренне за него порадовались. Спустя несколько месяцев появился вновь, уже печальный – запил, машина на штрафстоянке, в руках пакеты с вещами.
Но есть и другие истории. Например, ситуация, в которой оказался 45-летний владелец фирмы, которого лишили бизнеса жена с его другом. Мужчина провел в центре несколько месяцев, затем нашел подработку, а через полгода вернул себе все, что у него отняли.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)