События и факты
Романтик из 80-х: известный дельтапланерист Челнов разбился в Елабужском районе
Рассматриваются несколько причин крушения
Сегодня пришло трагическое известие – утром при обработке полей агрофермы «Новый Юраш» в Елабужском районе на самодельном летательном аппарате разбился известный челнинец — кандидат в мастера спорта, неоднократный чемпион Татарстана по дельтапланеризму, 66-летний Валерий Маракин.
На месте происшествия сегодня работает следственно-оперативная группа. Рассматриваются несколько причин крушения: ошибка пилота, отказ техники, погодные условия.
Хотя, как сообщили «Челнинским известиям» в агроферме «Новый Юраш», на момент ЧП резких порывов ветра и других признаков ухудшения погоды на территории не наблюдалось.
«У нас сегодня отличная погода», – сказали в компании.
Как пояснили в исполкоме Елабужского района, агроферма «Новый Юраш» считается одним из старейших сельскохозяйственных предприятий муниципалитета, всегда была на хорошем счету у районной администрации.
С челнинской фирмой «ДельтаАгроСервис», которую возглавлял Валерий Маракин, «Новый Юраш» сотрудничает с 1996 года. Химобработка полей им выполнялась в срок и полном объеме, никаких сбоев обычно не происходило. В этом году Маракин на своем агрегате должен был обработать несколько тысяч гектаров, успел облететь лишь восьмую часть из намеченного.
В Набережных Челнах Валерия Маракина знали как ветерана местного дельтапланеризма.
В музее истории КАМАЗа хранятся воспоминания энтузиастов, которые осуществили первый полет на самодельном дельтаплане в марте 1976 года. Показательные выступления прошли возле деревни Бегишево, они собрали немало зрителей. Все были в восторге. Примечательно, что первый летательный аппарат ребята изготовили из дюралевых поручней автобуса ЛАЗ, площадь крыла была всего 16 метров. Для разбега использовали лыжи, которые сбрасывали с валенок, набрав высоту. Летал аппарат на высоте 30 метров.
В 1977 году вдохновитель и тогдашний руководитель клуба Александр Кулаков из Бегишево перешел на работу на завод двигателей и набрал там новую команду единомышленников. Среди них был и Валерий Маракин. Общими силами камазовцы построил новый дельтаплан – на этот раз из шестов для прыжков, натянули крылья болоньевой тканью. Площадь крыла была уже 29 метров. Летали в районе деревни Верхние Пинячи Заинского района. Дельтаплан мог подниматься на высоту до ста метров и находиться в воздухе до двух часов.
Валерий Маракин был одним из самых активных участников клуба. В 1980 году он его возглавил. И последующие годы, пожалуй, были самыми активными в истории клуба. Дельтапланеристов КАМАЗА поддерживал ДОСААФ, они активно участвовали в всесоюзных соревнованиях, обучали полетам школьников.
А 90-х годах в силу объективных обстоятельств дельтапланеризм на КАМАЗе уже не мог рассчитывать на былую поддержку. Валерий Маркин пытался создать бизнес по организации полетов на дельтаплане, потом перешел на аэрохимобработку полей. В нулевые использовал для полетов мотодельтаплан собственной конструкции. Его можно было увидеть парящим над Челнами...
"Валерий был фанатом дельтапланеризма –жил небом. В свое время построил аппарат на кровно заработанные деньги. Мы еще шутили над ним, что слишком много вкладываешь в устройство – не взлетит. У него был самый тяжелый аппарат среди нас. Клуб при нем процвел, конечно, а дело "поставить крыло" ему помогал Николай Иванович Бех (гендиректор ПАО "КАМАЗ" – прим. ред.). Умел Валерий Александрович вдохновлять людей, оборачивать в свою веру. Был отзывчивым, доброжелательным. И вообще – образцовым спортсменом: ни пил, ни курил. Недавно на Дне пограничника с ним виделись (Маракин служил в погранвойсках) – такой же положительный, ничуть не изменился. С трудом верится, что он мог допустить ошибку при пилотировании. Пилотом был от Бога. Хотя чего только с нами не случалось в небе – и вперед хвостом садились, и "штопорило". Но Маракин был настоящим чемпионом – всегда выруливал. Когда уходят такие люди, пишут – "Ушла эпоха". В этом случае действительно ушла эпоха настоящих романтиков",– сказал бывший дельтапланерист, пенсионер Виталий Шорников.
(При подготовке публикации использованы материалы Музея истории КАМАЗа)
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)