События и факты
«Уходили под обстрелами»: переселенцы рассказали, как бежали из Мариуполя
Прибывшие в Набережные Челны переселенцы из Мариуполя и других городов Донбасса о том, как выбирались из руин и бежали к российской границе
Вчера в санатории "Жемчужина" был День открытых дверей. Как рассказали корреспонденту «Челнинских известий» сотрудники учреждения, уже с утра горожане несли вещи для прибывших из Мариуполя.
"Две женщины, с виду на предпринимательниц похожие, передали несколько пакетов с одеждой – все новое, с бирками. Продукты несут из магазина. Или вон смотрите – телефон дарят!" – прокомментировала дежурная на вахте происходящее в фойе санатория.
"Приходили в военной форме, а уходили в гражданской"
Действительно, возле двери стояли две женщины. Одна передала коробку с телефоном другой, та с благодарностью взяла, напоследок женщины обнялись. Мы подошли к жительнице Мариуполя, которая представилась Ольгой. Она пояснила:
"Во время обстрела выронила телефон, из него выпало гнездо, в которое вставляется симка. Сижу без связи. Вот попросила найти в продаже такую же деталь, а мне принесли новенький телефон в упаковке!"
Ольга рассказала, что в Мариуполе у неё осталась мама, которая после инсульта ходила с палочкой, не выехали и другие родные.
"Связь с ними оборвалась после того, как взорвали мосты между районами. Телефон не ловил. Непонятно, что происходило кругом. Я просидела четыре дня в подвале своего дома – живу в частном секторе. Когда обстрелы усилились, пошла искать убежище. Говорили, можно укрыться в супермаркете. Пока шла, попала под обстрел. Заскочила в первый попавшийся подъезд. И то повезло – кто-то не успел закрыть дверь на кодовый замок. Присела на половичок возле какой-то квартиры, меня колотило. Хозяйка квартиры вышла и говорит: "Пойдемте, я вас в подвал отведу". А там дом 1933 года постройки со стенами толщиной в 70 сантиметров. Спустилась и осталась там на 34 дня. Еды нет, света нет, газа нет. "За бортом" минус 10 градусов, а мы в холодном подвале спим. Снег топили и фильтровали, чтобы суп сварить и чай попить. Кто уходил к колодцу, порой не возвращался, убивали прямо там, у воды. Пенсионеров жалко – не успевали добежать до угла и падали, сраженные пулей или осколком. Мы их там, за углом закапывали кое-как", – поделилась горьким воспоминаниям беженка.
Ольга решилась бежать, когда в подъезд вошли нацисты и начали оборудовать на втором этаже огневую точку.
"Ещё я видела, как они переодевались: заходили в военной форме, а выходили в гражданской", – говорит жительница Мариуполя.
Женщина поняла, что скоро дом окажется под прицелом, а она – под завалами.
Ольга выбиралась из города в одиночку.
"Перешла на противоположную сторону улицы, а там стоят солдаты ДНР. От передовой уходила перебежками – где к стене прижмусь, где в яму от снаряда, полную воды, упаду. Так, и продвигалась. Спасибо кадыровцам – они выручали: и едой, и показывали, как безопасно уходить", – рассказала беженцам.
"Спали на скамейках, ели один раз в день"
Ирина Сикорская приехала в Челны с мужем и двумя детьми.
"Мы родом из Донецка. Позже переехали в Мариуполь. Так что наши дети уже пережили одну войну в 2014 году. Сейчас младшему 11 лет, старшему 15. Когда начались обстрелы, ушли в подвал. Мало того, что ничего не было – ни еды, ни воды, еще сквозняки ужасные, все простыли. Под конец уже не обращали внимания на обстрелы – они не прекращались", – рассказала женщина.
28 марта на свой страх и риск Сикорские решили выбираться. О гуманитарных коридорах сведений не было. Сами дошли до блокпоста ДНР. После досмотра семью отправили в Володарск.
"Там, конечно, для таких, как мы, не было никаких условий. Люди спали на деревянных лавочках, картонках, расстеленных на полу, инвалиды лежали на ступеньках, дети – на стульях. Отвели в школу, но в классы не пускали, а в коридорах людей было много. Взрослых кормили один раз, детей два раза в день. Средств гигиены нет, помыться негде", – поделилась подробностями беженка.
Оттуда семья Сикорских уехала в Донецк и снова попала в школу. По словам Ирины, там хотя бы классы были открыты, в кранах была горячая вода – узнав, всем приехавшие кинулись мыться прямо в предбанниках туалетов.
"Нас, женщин с детьми, обеспечили кроватями, мужчины спали на матрасах, на полу. Кормили три раза в день", – отметила женщина.
Люди стали приходить в себя. Через три дня беженцев повезли в Донецкий РОВД – "откатать пальчики", а дальше с некоторыми приключениями (где-то пешком, где-то на автобусах) поехали в Россию. В Таганроге сказали, что есть возможность попасть в Татарстан.
"Город у вас очень красивый – правда, мы видели его только ночью. Нас привезли в пять часов утра, а в шесть часов мы уже были в своих комнатах. Условия замечательные. Встретили очень хорошо, персонал доброжелательный, заботливый, кормят вкусно", – поделилась впечатлениями переселенка.
Ирина Сикорская сообщила, что не хочет возвращаться обратно.
"Хотим здесь остаться. Будем работать – налаживать жизнь", – сказала она.
"Я весь запас корвалола потратила"
55-летняя Елена Ружицкая с 17-летней внучкой приехала в Набережные Челны из Мелитополя. Поселилась у сестры, которая уехала с Украины ещё в 2014 году.
По ее словам, её родной город пострадал гораздо меньше, чем соседний Мариуполь.
"Россияне зашли в Мелитополь, и жизнь начала налаживаться. А среди горожан были такие, кто в соцсетях призывал к протестам. Я как-то написала в комментариях, что нечего смуту наводить – не дай бог, накликаем беду. И с тех пор мне начали поступать угрозы, разбили окна, внучку на улице один раз нацики подловили – она перестала выходить на улицу. Я решила, что не буду дожидаться, когда девочка пострадает, и стала собираться в дорогу", – заявила женщина.
По ее словам сыграл свою роль и другой фактор.
"У нас дом прямо возле аэродрома. Когда город брали, летели ракеты, все сотрясалось. Мы нормально общались с российскими военными. Они посоветовали уехать.
"Опять что-то ВСУ затевает. Лучше быть подальше отсюда", – сказали они. Мы с внучкой уже были в Крыму, когда пришло сообщение, что российская ПВО сбила ракету комплекса "Точка У" и "запчасти" от неё упали недалеко от нашего дома", – рассказала Ружицкая.
Елена с внучкой длительное время находилась в пункте временного пребывания в городе Джанкой в Крыму.
"Я там наслушалась рассказов мариупольцев. Волосы дыбом до сих пор стоят. Весь запас корвалола на приехавших потратила. Один случай забыть не могу: зашли, говорят, в дом украинские солдаты и крикнули в подвальный проем: "Есть кто живой?" Люди радостно откликнулись: "Есть! Есть!" А эти, ориентируясь на голоса, сначала дали автоматной очередью, потом гранату бросили. Выжили только те, кого трупами завалило. Ужас. Как людям с этим жить?" – негодует переселенка.
По словам жительницы Мелитополя, с Украины в Крым, только в Джанкой, в последние дни прибывало по 300 человек в сутки. Город сейчас используется как перевалочный пункт, откуда потом людей автобусами развозят по городам Крыма и дальше. В пунктах временного пребывания отношение к людям хорошее.
"Еду, медикаменты волонтеры постоянно привозят, уезжающих снабжают сухпайками. Один беженец с осколочной раной приехал, его сразу же увезли в больницу", – рассказывает переселенка.
Елена Ружицкая уверена, что сделала правильный выбор, уехав Россию.
"Чувствую себя здесь спокойно, не опасаюсь за свою внучку. И это главное", – отметила переселенка.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)