18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Медицина

Нарколог рассказал, кому кодировка от алкоголя поможет, а кому – нет

Психиатр-нарколог первой категории Лилия Клементьева развеяла мифы о кодировке от алкоголя

 

 

– Кто чаще обращается за кодировкой?

 

– По статистике, мужчин, страдающих алкоголизмом, больше, чем женщин, но это не точно. Мужчины просто чаще обращаются за помощью, ведь женщины скрывают свою зависимость, причем так, что даже родственники не догадываются о проблеме. Так что за кодировкой в 70 процентах случаев обращаются мужчины. 

 

– Есть какие-то условия, чтобы человека закодировали, или процедуру делают всем подряд?

 

– Мы стараемся не брать на кодирование пациентов до 30 лет. Потому что эффективность для них будет минимальной. После кодирования нужно выполнять условия, избегать людей, которые употребляют алкоголь. У молодых большой круг общения, и они очень подвержены влиянию товарищей. Более того, кодирование – серьезная процедура, которую проводить в молодом возрасте не рекомендуется. Средний возраст для кодировки – 35-55 лет. С возрастными пациентами тоже есть свои нюансы. 

 

– Как проходит кодирование от алкоголя?

 

– Кодирование само по себе – это психотерапевтическое воздействие на человека с целью привить негативную установку к спиртному. В наркодиспансере эта психотерапевтическая установка подкрепляется еще медикаментозным введением препаратов, на фоне которых нельзя употреблять алкоголь. Также мы выписываем препараты, которые нормализуют эмоциональный фон, поднимают настроение, избавляют от бессонницы. То есть после кодирования еще есть период реабилитации, который может быть длительным. Можно дополнительно ходить к психотерапевтам.

 

– Психотерапевтическая беседа – это гипноз?

 

– Нет. Методов психотерапии много, новую установку человеку мы даем с помощью своих приемов. Я никого не ввожу в гипноз. Вообще ввести человека в настоящий гипноз очень сложно. 

 

– Насколько эффективной считается процедура кодирования?

 

– 70 процентов пациентов точно держатся. Эффект кодирования рассчитан на определенный срок, потом он проходит. Кодирование – это всегда добровольный процесс, невозможно закодировать против воли. Если пациент пришел под давлением родственников, но дал им хотя бы формальное согласие, обычно он держится. 

 

– Когда сложнее всего продержаться?

 

– Сложными бывают первые три месяца. Поэтому мы назначаем еще и медикаментозную поддержку, а уже потом вырабатывается привычка вести трезвый образ жизни. На третьей стадии алкоголизма кодировать уже бесполезно, такие пациенты не могут жить без спиртного. Там не столько физические, но и психические нарушения.

 

– То есть закодироваться один раз и на всю жизнь недостаточно?

 

– Обычно приходится делать повторно. Ведь препарат не может всю жизнь храниться в организме. Поэтому пациент сам выбирает срок кодирования, постепенно препарат выводится из организма. Это может быть год, три, пять лет. Когда мне говорят, что кодирование вредно, я говорю, что нет ничего хуже зависимости от спиртного. Кодирование не вредит ни психике, ни организму. Оно основано на том, что человеку вводится препарат, несовместимый с этанолом. Последствия рассказывать не буду, пациенты знакомятся с ними на сеансе и пишут расписку. 

 

– На какой стадии алкоголизма обычно требуется кодировка?

 

– На первой, когда сформирована психологическая зависимость, уже можно кодироваться. Но на первой почти никто не приходит, потому что ее сложно диагностировать. Все, кто похмеляется, находятся уже на второй стадии. 

 

– Каковы признаки начинающегося алкоголизма?

 

– Это психическая зависимость: когда человек понимает, что ему не нужно употреблять алкоголь, но не может перебороть себя и выпивает. У него еще нет выраженного похмельного синдрома, то есть он не опохмеляется. У него не бывает запоев, но спиртное может употребляться ежедневно в небольших дозах. У нас же как считают: «Если на работу хожу, в семье живу, значит, я не алкоголик». Работоспособность еще сохранена, но в семье начинаются ссоры, скандалы, близким не нравится, что человек пьет. Поэтому первую стадию сложно выявить.

 

– Что распространено больше – пивной алкоголизм или водочный?

 

– Чисто пивных алкоголиков почти не бывает. Чаще люди пьют пиво на первой стадии зависимости. Как у наркомана – сначала он нюхает наркотик, потом ему требуется больше, он начинает вводить дозу внутривенно. Многие, кто употребляет пиво, не считают себя алкоголиками. Но ведь они его пьют не для того, чтобы утолить жажду, а чтобы получить состояние алкогольного опьянения. 

 

– Многие имеют традицию выпивать каждую пятницу. Через сколько лет это приводит к серьезной зависимости?

 

– Есть такое понятие, как бытовое пьянство. Это неофициальный диагноз. Это про тех, кто начинает пить в пятницу, заканчивает в воскресенье, а в понедельник еще не очень хорошо себя чувствует. И чем сильнее эта традиция, тем раньше приведет к проблемам.

 

– Почему кому-то достаточно выпить немного, и он уже пьян, а кто-то долго не пьянеет?

 

– Это зависит от индивидуальных особенностей организма. Например, женщины пьянеют быстрее, потому что у них больше жировой ткани, она хорошо впитывает алкоголь и опьянение наступает быстрее. У кого-то мало ферментов для расщепления алкоголя. Это называется толерантностью, и у кого-то она низкая, у кого-то высокая. При алкоголизме в первой стадии толерантность еще низкая. Во второй очень высокая, человек может пить много и не пьянеть. А в третьей стадии толерантность снова падает, и даже с кровати сложно встать, если не принять хотя бы дозу. 

 

– В связи с внешними неблагоприятными событиями становится больше алкоголиков?

 

– У нас в диспансере в основном лежат люди с хроническим алкоголизмом. Это довольно ограниченный круг, постоянно одни и те же пациенты. С началом коронавируса мы заметили появление новых пациентов. На диспансерном учете в наркодиспансере всего около 8 тысяч человек. Из них с алкоголизмом в 2019 году было 3800 человек, в 2021 году – 3700 пациентов.

 

– Люди каких профессий больше склонны к алкоголизму?

 

– Творческих профессий. Они стимулируют себя таким образом. Много тех, кто связан с торговлей на рынке, – выпивают для обогрева. 

 

– Насколько сильно играет роль наследственная предрасположенность к алкоголю?

 

– Людям, чьи родители страдают алкоголизмом, очень сложно не стать алкоголиками. Ферментативная система в организме может работать так же, как и у близких, поэтому, если они начинают употреблять спиртное, имеется очень большой риск развития алкоголизма. Этим людям лучше вообще никогда не пробовать алкоголь. 

 

– Как вы оцениваете эффективность групп анонимных алкоголиков?

 

– Очень хорошо, но лечение должно быть комплексным. Сначала детоксикационное лечение, потом лечение в остром отделении, снятие тяги, реабилитация или кодирование, затем уже группа анонимных алкоголиков. Нельзя надеяться только на группу или только на лечение в остром отделении, кодирование. Группа анонимных алкоголиков — это самая сильная поддержка. Мы рекомендуем ее всем пациентам, но часто они стесняются или считают ее не нужной, не могут высказывать свои чувства. 

 

– Методы кодировки многие годы одни и те же? 

 

– Принцип тот же самый, но меняются препараты, психотерапевтические приемы, методы совершенствуются. В частных клиниках кодированием занимаются реаниматологи, терапевты. На это я говорю: «Где кодироваться, как не в наркодиспансере? У нас работают врачи нужной специализации».
 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (1)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос