Общество
Челны стали городом только после того, как в него вдохнула жизнь интеллигенция
«Челнинские известия» часто рассказывают о первопроходцах – строителях, инженерах. Но город стал городом только после того, как в него вдохнули жизнь врачи, учителя, представители культуры и других профессий. Поэтому мы поговорили с теми, кто приехал в город в 70-е годы и отдавал себя людям.
«Дочь, я и моя виолончель»
Музыкант Валентина Рожкова приехала из Ленинграда в 1973 году, с этого времени она работает в музыкальной школе № 2.
– Челны стали моей судьбой, – призналась Валентина Рожкова. – Приехали из Ленинграда втроем: я, дочь и моя виолончель. За плечами музыкальное училище при консерватории, могла спокойно жить рядом с папой – военным. Но захотелось все поменять, и я собралась в дорогу.
В ее трудовой книжке единственная запись: «Принята преподавателем в музыкальную школу № 2». В 70-х годах жизнь в городе бурлила, и это было в унисон настроению Валентины и ее единомышленников: после занятий с учениками начиналась вторая смена: концерты на стройплощадках и в рабочих общежитиях, специальные программы – для иностранных делегаций. По инициативе директора загса энергичная виолончелистка создала камерный ансамбль, который исполнял марш Мендельсона на свадебных церемониях.
Валентина Сергеевна уже на пенсии, но любимая работа для нее по-прежнему на первом месте. Искренне радуется успехам своих учеников, играющих в Камерном оркестре Игоря Лермана. Сама же черпает вдохновение в путешествиях – посетила более двадцати стран и каждый раз с радостью возвращается в город, где живут ее лучшие друзья.
Бич Челнов – малосемейки
Житель Баку Гасан Мамедов 20 лет посвятил челнинской милиции.
О молодежной стройке Гасан Мамедов узнал в армии – от сослуживцев из Татарстана. После демобилизации в 1972 году приехал в незнакомые края и прикипел душой к городу, в котором у него родились двое детей и пятеро внуков. Для них Набережные Челны – родина.
Первые шаги в профессию Гасан Самед-оглы сделал в патрульно-постовой службе, после окончания Елабужской школы милиции долгие годы работал участковым уполномоченным Автозаводского ОВД по 20-му комплексу.
– Пришел на свой участок и не знал, с чего начать: дома стоят в голом поле среди строительного мусора, – говорит Гасан Мамедов. – Поэтому первым делом решил помочь детям. Пошел к влиятельным жителям микрорайона, так появились детская площадка «Радость», хоккейный корт. Потом начал раз в квартал проводить в школе сходы граждан, где обсуждали все насущные проблемы. Контакты с ними я не терял: при необходимости мне звонили на домашний телефон.
Частые разборки происходили в малосемейках: свидетелей нет, как узнать, кто виноват? Участковый Мамедов проводил свой следственный эксперимент: предлагал соседям написать заявление, договаривался с дежурной частью и обоих за мелкое хулиганство сажал в камеру. За 24 часа общения бывшие враги часто становились друзьями и уже не клеветали друг на друга. И все же самым особенным для участкового был дом 20/05: почти все его жильцы до переезда жили во временном поселке Солнечный, были очень дружны. Если Гасан Мамедов задерживал кого-то за провинность, на защиту соседа приходили всем домом.
69-летний капитан милиции в отставке Гасан Мамедов до сих пор увлечен общественной работой, ведь он – председатель азербайджанской национальной диаспоры в Челнах.
Тихое село внезапно стало городом
Врач-кардиолог Константин Зарухович приехал из Казани и 40 лет спасал пациентов.
Константин Зарухович с Челнами познакомился в 1968 году, приехав на практику. Работал в больнице и к пациентам по вызовам ездил на машине «Волга-21». Ему понравилось тихое село, где в палисадниках цвели мальвы, а бабушки угощали доктора козьим молоком. Получив диплом Казанского мединститута в 1972 году, молодой специалист по распределению вернулся в Челны и устроился на станцию скорой помощи.
Врач «неотложки» Зарухович был универсален: спасал от инфарктов, приходил на помощь челнинцам с производственными травмами, ожогами, пострадавшим в ДТП. Введенный в городе «сухой закон» не останавливал рабочих, и они травились самодельным алкоголем. В экстремальные ситуации попадали и машины медиков: зимой застревали в снегу, в распутицу проваливались в непролазную грязь. Чтобы вытащить медтранспорт, приходилось бежать за трактором – на всесоюзной стройке недостатка в них не было.
– Никогда не жаловался на трудности – такая работа, – уверяет Константин Зарухович. – Хоть и приезжал с вызовов, как выжатый лимон, был удовлетворен: спас пациентов. Будущую жену – фельдшера скорой Нину Ивановну, я тоже сам вернул к жизни. Как в сказке: спас красавицу – обязан на ней жениться. Теперь у нас семеро внуков.
Родители были отзывчивее
Люция Гардиева приехала из Муслюмово в 1977 году, педагог до сих пор трудится.
– В Челнах меня приняли в штат школы № 15, где я впервые ощутила неоценимую миссию шефов с кузнечного завода КАМАЗа, – рассказывает Люция Авхадиевна. – Благодаря им, мои ребята ездили на экскурсии на производство, за первое место по успеваемости были поощрены бесплатной поездкой в Белоруссию, в Брестскую крепость. А хорошую закалку подростки получали в игре «Зарница», в походах с ночевкой. Большая помощь была со стороны отзывчивых, неравнодушных родителей. Сейчас, к сожалению, часто слышим от них: «Я не обязан».
У учительницы русского языка и литературы – счастливая судьба. За полвека стажа ей не знаком термин «профессиональное выгорание». Она стремится не только научить своих учеников школы № 24 грамотности, но и не копировать чужие сочинения из интернета, читать классические произведения, думать, размышлять.
– Моя профессия – одна из самых важных в мире: учитель формирует ребенка как личность, да и взгляды на жизнь и характер, начитанность и грамотность напрямую идут из школы, – убеждена она.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)