18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Общество

Фронтовую любовь челнинки разрушило коварство сестер

Фронтовую любовь челнинки  разрушило коварство сестер

Они первыми получали письма жениха, читали и сжигали.

Две судьбы, опаленные   войной  

 

 

Она  – зенитчица,  он –  телефонист. Познакомились на войне, где были не только ужас и смерть, была и любовь.  Мечтали пожениться…  В  последний раз они виделись  весной 1945 года. История  любви Ивана и  Марзии  –  трепетная,  полная надежды, пронизывает до мурашек.  Солдат  так  и не узнал, кто у него родился…

 

О  прошлом челнинки  Марзии Хаммадиевой напоминают старые  фотографии. Стройная девушка с пилоткой на светлых кудрях,  в гимнастерке  с жестким  солдатским ремнем на талии  –  это  зенитчица  Марзия.  Друзья  ее завали  Марией – Машенькой.  Победу девушка  встретила  в Германии, городе Витшток.  А 10 мая отметила свой день рождения – ей исполнилось  23.  За плечами  три года войны в аэродромном полку 14–й  воздушной  армии.  За боевые заслуги была удостоена ордена Отечественной войны  II степени.

 

Марзия (на фото справа вверху) с фронтовыми подругами

 

Марзия  выросла  в  большой семье из деревни  Верхняя Татарская Майна Билярского района. В годы войны из шестерых детей на фронт  призвали троих.  Один сын погиб, другой пропал  без вести.  Дочь  вернулась домой в июле 1945 года,  да не одна – под сердцем  носила  ребенка.  Спустя время,  в марте 1946 года,  у нее родилась здоровая красивая дочь Зулейха (она на первом фото в материале).  Отчество  мать дала по имени своего любимого  – Ивановна.

 

Марзия  долго ждала  приезда своего фронтового друга – гвардии ефрейтора Ивана Чалого, но не сложилось у них семейного счастья.  В очередном  бою  жениха ранило, и после лечения в госпитале его отправили  на родину, в Красноярский край. Молодые договорились, что  дальнейшую жизнь будут строить  в Татарстане.  Иван обещал писать, позже прислал посылкой свои личные вещи.  Лишь  весточек  Марзия не получила ни одной и продолжала  надеяться: «Ведь он же поклялся, что приедет…»

 

 – Моя бабушка Марзия  была со стержнем –  ни  на что не жаловалась, была отчаянной, смелой, –   вспоминает старшая  внучка  Гульнара  Хисамутдинова. – Гордая – все сама! Конечно, за ее спиной в деревне шептались,  но она виду не подавала – фронтовая  закалка помогала быть выше сплетен.  Не боялась браться за любое дело и работала  телятницей, учетчицей,  кассиром. Уверена – если бы выучилась, то могла стать классным бухгалтером  –  в математике была сильна. 

 

Марзия Фатыховна в молодости  мучилась болями в ногах – сказались последствия военных лет.  Даже встал вопрос об ампутации. Вмещался отец – настоял на том, чтобы она поехала на  озеро Балхаш, на горячие пески.  Она там и работала, и лечилась  –  больше жалоб не было. 

 

На фото фронтовая любовь Марзии - телефонист Иван

 

Шли годы, дочь Зулейха выросла и превратилась в красавицу.  Она выучилась и  всю жизнь проработала  бухгалтером – сказались гены матери.  Ей повезло – удачно вышла замуж в 19 лет, родила четверых детей.

 

Марзия Хаммадеева

 

У Марзии ханум любви хватало на всю большую семью. Она нянчила  внуков,  дождалась правнуков. С присущей ей мудростью улаживала все проблемы, была для всех советчицей,  добрым  другом. Лишь в свое сердце никого не пускала – никогда не рассказывала о своем военном прошлом, даже не смотрела фильмы  о войне.  Она уходила от  вопроса: «Кто был отцом дочери?»  Свою боль,  мечту  быть счастливой и любимой носила глубоко в душе.  И подумать не могла, что  ее  надежды  бездушно разрушили  самые близкие.

 

 Письма  жениха  выкрали  сестры

 

– Марзия эби  не догадывалась о коварном замысле сестры, – рассказывает  Гульнара Хисамутдинова. – По просьбе матери она  забирали с почты письма  Ивана, тайком  читала вслух с другой сестрой  вслух  и смеялись над его чувствами, признаниями в любви.  Конверты  сжигали, и ни один не попал в руки  эби.  От всего этого  у меня слезы  на глаза наворачиваются…  За что? Что она им сделала?  Как выяснилось,  родные не хотели, чтобы  она вышла замуж за русского парня, боялись, что  покинет их,  уедет далеко. 

Марзия ханум, ее внучка Гульнара и дочь Зулейха

 

Точкой в  домашнем сценарии «спасения»  дочери  стало письмо Ивану.  Ее мать уговорила  человека, который от имени  Марзии  по-русски  ему написал: «Я вышла замуж, все у меня хорошо, не ищи меня больше». И  при этом – ни слова о новорожденной малышке.  О  семейной тайне  мать  Марзии призналась лишь перед своей смертью. 

 

И все-таки каждый сам  – кузнец своего счастья.  Попытала Марзия Фатыховна  счастье второй раз – и снова оно ей не покорилось. Ушла от мужа с сыном Азатом, он с семьей живет в Нижнекамске.    

 

Иван Чалый тайну о первой любви  унес с собой

 

О драматичной судьбе  любимой бабули  первой  узнала старшая внучка Гульнара Альбертовна.  Внешне она, как и ее мама, похожа на деда Ивана, а характером вся в бабушку – такая же боевая. Уже  после смерти  Марзии  Фатыховны она  начала поиски  деда, чтобы узнать его поближе,  а близким  рассказать, что  в Татарстане живет их большая родня. Почему бы не познакомиться, не общаться – родные же люди! Гульнара обращалась  в телепередачу «Жди меня»,  в другие  инстанции.  Повезло – нашла  заветный адрес и отправила письмо со своим номером  телефона  в Красноярский  край, откуда Иван Архипович был родом, там и  обосновался после войны, завел семью,  работал шофером. Ее  весточку  прочла вдова Ивана  (к  тому времени ни его самого, ни двух  сыновей  в живых уже не было- умерли от болезни  сердца) и, никому  не сказав, спрятала конверт в шкатулку с документами. Хорошо, что  не сожгла.  Лишь  после ее кончины  письмо Гульнары нашли  внучки деда Ивана и, взволнованные сообщением,  сразу  ей  позвонили.

 

Иван с семьей

 

– Оказалось, что в  семье деда никто  не знал о его фронтовом романе  с девушкой-татаркой, о ее беременности, – делится  Гульнара Альбертовна.– Видно,  ни с кем  ни разу он не поделился  своей тайной. Хотя  мне обидно и непонятно: почему  не пытался узнать,  кто у него родился? Лишь бабушка как-то проговорила, что он мечтал о дочери и  просил назвать ее Галиной.

 

Документы и семейные фотографии  деда Ивана его внучки переслали объявившимся   родным.  По признанию   Гульнары Хисамутдиновой,  на них  Иван  Архипович произвел  огромное впечатление:  и  внешностью, и  отвагой –  имел медали «За отвагу», орден Красной  Звезды.  В ходе переписки завязались  добрые отношения,  друг друга в гости приглашают.  Ришат, младший сын Зулейхи Ивановны, в  отпуск  с семьей уже съездил в Краснодарский край, в  селение Абрау-Дюрсо. Там их  привечала  семья сына деда.  Еще  Ришат  часто созванивается с его внучкой  Анастасией, которая  работает на скорой в Москве.

 

Встреча внука Ришата (в центре) с новыми родными

…Жизнь продолжается. В этом году  дочери фронтовиков  Зулейхе Ивановне  исполнилось 78 лет. Она  счастливая мать, бабушка и уже прабабушка, любимая жена –  рядом с ней заботливый муж Альберт Муртазович.  А самая большая радость в том, что дети чтят, помнят  ее родителей  – ветеранов и подготовили  альбомы «Они не говорили  о войне…».    

 

Фото из семейного альбома  Гульнары  Хисамутдиновой

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос