Общество
Нейропсихолог: «Современные дети менее стрессоустойчивы»
Нейропсихолог Регина Авлиекулова рассказала о том, как родителям справляться с детскими истериками. А еще показала на примерах, о чем могут сообщить взрослому рисунки ребенка
- Регина Андреевна, в чем особенность работы нейропсихолога с детьми?
– Нейропсихология изучает взаимосвязь между деятельностью мозга и развитием, а также поведением ребенка. Особенности развития головного мозга у каждого индивидуальны. Большое значение имеет, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли тяжелые инфекции или травмы и т. д. Детский нейропсихолог оценивает психическое и эмоциональное состояние ребенка, оказывает помощь в коррекции отклонений в поведении, помогает развивать память, мышление и речь. Главная задача – в выявлении слабых и сильных сторон головного мозга и приведения их к необходимому балансу. Это длительная работа, и порой на коррекцию, с учетом состояния, требуется от полугода до года. Если есть нарушения, то пять-семь лет.
– С какого возраста вы берете детей на консультации?
– С трех лет, поскольку в этот период у ребенка появляется осознанность: он может слышать, отвечать на вопросы и выполнять инструкции чужого человека. Структуры его мозга пока пластичны, их перестройка происходит относительно эффективно.
– Родители во время приема сидят в кабинете или в коридоре?
– Считаю, их присутствие обязательно, важно, чтобы они видели, как их ребенок реагирует на задания, как выполняет. Родители все записывают на телефон – для повторения дома.
– В чем отличие детей в начале вашей карьеры от сегодняшних?
– Проблемы с учебой, поведением были и раньше, но с детьми тогда работалось легче. Сегодня 80 процентам детей, помимо психолога, необходима параллельно помощь невропатолога, психиатра. Родители жалуются, что у ребенка низкая мотивация, низкий уровень самоконтроля, он не может самостоятельно занять себя каким-либо делом, кроме гаджетов. Действительно, увеличивается риск социальной дезадаптации, и отсюда жалобы на его поведение. Сейчас дети менее стрессоустойчивы. При жалобах на неусидчивость и плохую успеваемость можно помочь, работая в тандеме с неврологом.
– Говорят, что в последние годы стало больше детей-аутистов. Это так?
– Лет десять назад у меня на приеме в год был один такой ребенок. Сейчас больше. К примеру, с начала года ко мне пришли уже шесть детей. Дело в том, что выявляемость аутизма в России за пять лет возросла более чем в 2,5 раза. Рост показателей связан с увеличением числа детских психиатров и психологов, прошедших дополнительное обучение по вопросам расстройств аутического спектра (РАС). Изменения в статистике говорят не о том, что выросло количество людей с аутизмом, они значат, что расстройство аутического спектра стали больше выявляться и грамотно диагностироваться. РАС – это нарушение коммуникации и социального поведения. Поэтому выявить его можно, когда ребенок начинает проявлять способность к взаимодействию с другими людьми, примерно в полтора-два года.
– Излечимы ли расстройства аутического спектра?
– Это зависит от степени аутизма, которая бывает легкой, средней или тяжелой. Нередко ребенок приспосабливается, а иногда нет. Вот случай из практики. Мальчик в 10 лет с диагнозом РАС посещал коррекционное учебное заведение, а затем мама записала сына в другую школу, где условия учебы ему оказались непосильны: там он не может даже изложение написать. Сейчас ему 16 лет, и у него высокая агрессия, негативное отношение к школе.
– Почему нельзя переучивать левшу в правшу?
– Не рекомендуется переучивать леворукого ребенка – это может обернуться нервными тиками, привычкой грызть ногти, ручку, медленным темпом выполнения заданий. Это чревато серьезными последствиями, может отрицательно отразиться на его развитии, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Часто переученный левша пишет плохо и медленно, совершает много ошибок – пропуски, замены, зеркалит буквы, при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку, держит ее неправильно, линии у него получаются неровными, пропорции букв нарушены. Лучше помочь ему одинаково пользоваться обеими руками, в жизни удобнее все же правшам.
– Недавно 13-летнего подростка полицейские не в первый раз сняли с поезда. Он живет с родителями, ни в чем не нуждается. Почему убегают дети из благополучных семей?
– Благополучная семья – это социальное понятие. Как показывает опыт, чаще всего проблемы и трагедии у ребенка происходят от чувства одиночества, что он никому не нужен. Детские психологические травмы, обиды, страхи, непонимание родителей – все это может стать психологической причиной неадекватного поведения, суицида. Также к причинам этой группы относится желание манипулировать кем-то либо таким образом попытаться наказать кого-то за отсутствие внимания к себе.
– Назовите, пожалуйста, симптомы, при которых ребенка следует вести к нейропсихологу.
– Если ребенок отстает в группе садика по успеваемости, неусидчив, трудно дается аппликация, не умеет хорошо орудовать ножницами, к трем годам плохо говорит или вообще не разговаривает. Тогда имеет смысл прийти на нейродиагностику.
Предложите ребенку сделать рисунок
В своей работе нейропсихологи используют рисование, чтобы сделать выводы о работе мозга детей. Регина Авлиекулова показала нам рисунки детей с ее занятий и рассказала, что они могут сказать о ребенке.
Тест "Рисунок семьи". Диагностика внутрисемейных отношений
Ребенку 5 лет, в его семье пять человек. Он нарисовал себя, маму, папу, но нет брата и сестры – это говорит или о негативном отношении, или полном отсутствии эмоционального контакта с ними.
Фигура папы изображена рядом с ребенком – это означает, что папа наиболее близок к нему. Три члена семьи находятся на близком расстоянии друг от друга, что говорит о теплых, близких взаимоотношениях между ними. Но все нарисованы без ушей, это характерно в случаях, когда ребенка не слышат.
Тест "Кактус". Диагностика личности
Ребенку 6 лет. У него высокая самооценка: рисунок расположен в центре и на весь лист. Значит, он стремится выделиться, подчеркнуть свое превосходство, лидерство. Линия рисунка – жирная с нажимом, что говорит о напряжении. Иголки небольшие, но частые, направленные вверх – это свидетельствует об агрессии, направленной на стоящих выше взрослых. Кактус дикий, живет в пустыне – для автора характерно переживание одиночества, сосредоточенность на себе. Цвет и «настроение» кактуса – радостный, крепкий, тянется к солнцу, таким образом, ребенок позитивный, легкий на подъем, открытый миру.
Тест "Дом, дерево, человек". Исследование личности
Ребенку 6 лет. Дом изображен в первую очередь – у ребенка на первом месте безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этим. Дверь, по отношению к дому, маленькая – это нежелание впускать в свое «Я», чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях. Отсутствие трубы говорит о нехватке психологической теплоты дома. Маленькие глаза, открытый рот – погружённость в себя и ощущение, что его не слышат. Дерево, корни отсутствуют – подверженность к стрессам. Прямой ствол – типично для детей до 12 лет. Ветви, бескомпромиссно направленные вверх – прямолинейный, вспыльчивый ребенок, не способный контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать. Среди ветвей есть отдельные, растущие в противоположном направлении – это тревожный признак, выражение внутреннего конфликта (если ребенок старше дошкольного возраста).
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)