18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Общество

Овраг джиннов и гора шайтана: краевед из Челнов собирает рассказы о нечистой силе

Овраг джиннов и гора шайтана: краевед из Челнов собирает рассказы о нечистой силе

Работник историко-краеведческого музея решил создать антологию фольклорной демонологии Восточного Закамья

Наверняка многие вспомнят, как дедушка или бабушка таинственным голосом пугали внуков домовым, живущим за печкой, или черте, обитающем в бане. С возрастом большинство перестают верить в это, а вот старший научный сотрудник историко-краеведческого музея Набережных Челнов – 25-летний Ильгиз Идиятуллин не перестал. Он по образованию краевед, окончил педагогический университет и увлекается мифологией всерьез. Два года активно занимается изучением фольклорной демонологии Восточного Закамья. На всероссийской акции «Ночь музеев» он провел лекцию, в которой поделился своими находками.

 

«Основой лекции стали собранные мной в Восточном Закамье – это 14 районов Татарстана – мифологические рассказы, повествующие о встрече человека с «нечистой силой», которые в фольклористике принято называть жанром «несказочной прозы». Также они разделяются на три жанра: «былички», «бывальщины», «поверья», – поделился Ильгиз Идиятуллин.

 

Сотрудник музея ведет сбор «небывальщины» у закамских жителей. По его словам, о жителях Мензелинского уезда из краеведческих источников известно, что они «верили в ведьму, лешего и чертей», а еще «народ был запуган знахаркой». Однако он никаких рассказов про леших пока не зафиксировал. Определенные былички сохранились в преданиях населенных пунктов, но по нашему краю пока нет сборника мифологических рассказов. Сейчас краевед работает над его созданием.   

 

«Работа по сбору сведений сложная, так как непросто найти информаторов. В большинстве случаев историями делятся возрастные люди, а молодежь не осведомлена», – отмечает Ильгиз. – Самым распространенным персонажем фольклорной демонологии Восточного Закамья является домовой (тат.: өй иясе). Рассказы о нем я зафиксировал как в сельской местности, так и в городе. Но еще мало материалов о том, как домовые появляются в городских квартирах – по рассказам информантов, их из деревенского дома переселяют в коробочке».  

 

Из его наблюдений, городские жители чаще описывают домового как «бестелесную сущность», «какой-то энергетический комок». Он может проявить себя ночью, когда человек спит. По рассказам очевидцев, домовой может лечь на какую-то часть тела и будет ощущаться как нечто теплое и тяжелое, поэтому его можно перепутать с кошкой. В деревнях представления более классические – это маленький старик.

 

«Можно сказать, что городские домовые более «контактные». В некоторых историях их внешность и функции тождественны баннику или хозяину хлева. Так, в Набережных Челнах записан рассказ, где говорится, что он способен причинить вред домашнему скоту, поэтому для защиты нужно повесить оленьи или лосиные рога, – рассказывает краевед. – В сельской местности есть истории о абзар иясе (рус.: хозяин хлева), и чаще всего это сюжет плетения гривы лошади в косы. Он может жить и на ферме (колхозной конюшне), и в хлеве отдельного домохозяйства».

 

Как говорит сотрудник музея, в нашем крае можно встретить и такие микротопонимы, как: «изгеләр чишмәсе» (рус.: «родник праведников»), «изге кабере» (рус.: «могила праведника»), «шайтан тавы» (рус.: «гора шайтана»), «жен чокыры» (рус.: «овраг джиннов»). Очень распространено суеверие: если что-нибудь потерялось, и это никак не удается найти, нужно сказать: «Черт, черт, поиграй и отдай». И потерянный предмет находится – обычно он лежит прямо перед глазами.

 

Записывает краевед и рассказы о магических специалистах. В Восточном Закамье они жили раньше и есть сейчас. В гадании используют открывание карт, наугад религиозных книг, бросание камней, прибегают и к помощи джиннов.

 

«Хотелось бы обратиться к жителям Набережных Челнов, пожалуйста, делитесь сведениями по фольклору. Каждый информант важен, и любая информация, полученная от вас фольклористом, ценна. Давайте будем изучать, сохранять и популяризировать фольклор нашего края вместе», - обратился к жителям Ильгиз. 

 

Если у вас есть истории, связанные с «демонами», «домовыми» и «лешими», можете сообщить о них в редакцию. Мы поделимся контактами ученого.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • Как вы спасаетесь от жары?