Реклама
Реклама
Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Реклама
Последние комментарии
Реклама
Персона

Женщина, которая подарила Набережным Челнам свое лицо

В последнее время горожан все больше интересует новейшая история Набережных Челнов. Как создавался город, как в нем появились те или иные места, которые впоследствии стали культовыми, кто были те люди, что его создали? На эти вопросы могут ответить легендарные личности, стоявшие у истоков рождения Набережных Челнов. Гульсабира Махмутовна Хакимова – одна из них.

Она приехала сюда в 1973 году в качестве заместителя председателя горисполкома, ей поручили вести несколько направлений: культуру, здравоохранение, образование, спорт и даже курировать суд и прокуратуру. Это к ней в кабинет зашел босой художник Ильдар Ханов, и она не выгнала его, как поступил бы обычный партийный функционер, а поверила в него. Поэтому в Челнах есть мемориал «Родина-мать» и бульвар Энтузиастов. Это она придумала канву праздника Сабантуй, которой пользуются до сих пор, и настояла на том, чтобы в городе строителей, где сапоги безнадежно утопали в грязи, появилось училище искусств.

Мы встретились с Гульсабирой Махмутовной, чтобы подробнее узнать, как это было.

Как получилось, что совершенно «несоветский» художник и скульптор Ильдар Ханов смог реализовать свои идеи в Набережных Челнах? Как это могло произойти в советское заидеологизированное время?

Мемориальный комплекс «Родина-мать», после того как был открыт в 1975 году, оказался под угрозой сноса, так предписало вышестоящее начальство. Когда же шло его возведение, поджимали сроки. Какой окажется скульптура в реальности, практически никто не представлял, поэтому комплекс и появился на свет. Признаюсь честно, когда я увидела скульптуру Родины-матери впервые, еще на стадии ее создания, она мне тоже не понравилась. Я пришла в огромное помещение, выделенное под возведение комплекса, после приглашения Ильдара Ханова. Он говорит мне: «Посмотри, как тебе ее лицо?». Я отвечаю: «Ильдар, зачем ты слепил такую бабу, зачем ты ей такой огромный бюст сделал? Надо, чтобы у нее было красивое лицо». А он мне в ответ: «Это самое красивое лицо». Так что лицо Родины-матери осталось таким, каким его задумал художник, а вот бюст он ей действительно уменьшил.

Говорят, что ее лицо он лепил с вас, это правда?

Да, это так. Но узнала я об этом много лет спустя, когда уже работала директором картинной галереи и устраивала персональную выставку Ханова. В тот момент он и признался в том, что это мой образ. Только тогда я как следует разглядела, что лицо монумента имеет с моим какое-то сходство.

Такой Гульсабира Хакимова была в 1975 году, как раз в то время, когда создавался мемориал «Родина-мать», такой ее увидел Ильдар Ханов. (фото предоставлено музеем истории города)

А как мастеру удалось осуществить идею со скульптурами на бульваре Энтузиастов в советское время? Ведь эти композиции до сих пор не все понимают.

Это была идея Ханова создать в центре города место с богатой духовной аурой. Чтобы на эту площадь пришел человек и задышал свободно. Партийные функционеры не знали, что там конкретно происходит. Хотя гендиректор КАМАЗа Николай Бех, глава исполкома Рафгат Алтынбаев, руководитель Горсвета Анатолий Васильев были ценителями искусства Ханова, покровительствовали ему.

А Ханов появлялся на бульваре рано утром. Внизу, где сейчас гостиница, у него была мастерская. Ему приходили помогать разные люди, были среди них и пьяницы. Он их сначала «лечил», а уж потом принимался за работу, они помогали ему раскладывать смальту. У Ильдара Ханова была мечта построить на бульваре Храм всех религий, который впоследствии он возвел в поселке Старое Аракчино под Казанью. Даже место ему было выделено на бульваре: там, где сейчас располагается кафе. Но тогда это было невозможно.

Храм всех религий должен был стоять на бульваре Энтузиастов, там, где сейчас расположено кафе «Рок-н-роллы». Фото с сайта images.esosedi.ru.

Несколько лет назад фасад картинной галереи был изменен, впрочем, как и все крыло дома 3/01. Теперь картинная галерея соседствует с магазинами, рестораном. Как вы к этому относитесь? Ведь, я знаю, когда-то давно именно вы добились, чтобы в Набережных Челнах вообще появилась картинная галерея, отвоевали это место, отстояли, чтобы там появилась «челнинская Третьяковка», а не обувной магазин.

Конечно, резко отрицательно. В картинной галерее должно быть светло. Как можно было там закрыть окна! Да и тем более в этих витражах всегда были выставлены детские работы. Тучи над картинной галерей начали сгущаться, когда я была в ней директором. Все началось еще при мэре Хамадееве. Я очень долго сопротивлялась реконструкции.

Вы лично были знакомы с Сарой Садыковой, Туфаном Миннуллиным. Но поражает воображение то, что вы общались и с Мусой Джалилем. Расскажите, пожалуйста, об этом эпизоде из своей жизни.

Муса Джалиль приехал в Мензелинск в 1942 году в качестве курсанта Курского политучилища. Они разместились в здании педучилища, которое я в тот момент заканчивала. Он выступал на одном из заседаний комитета комсомола, а я на тот момент была секретарем комсомольской организации. Его речь была настолько пламенной, что мы все поверили в победу СССР, хотя на тот момент фашисты подступали к Москве, окружили Ленинград. Он был симпатичный, невысокого роста, много улыбался. А потом я и другие девушки устроили вечеринку в честь его отъезда на фронт. Помню, варили картошку, и я все вела подсчеты, чтобы ему досталось побольше картофелин. Танцев не было, но мы пели, я тоже исполнила татарскую народную песню. Он тогда по-татарски сказал: «Смотрите, какая талантливая девочка!». В этот же вечер подшивали с Иншер, девушкой, которой поэт посвящал стихи, шинель, она была велика Мусе.

В книге «Музыка ее жизни» вы говорите: «Трудно смириться с тем, что выпала из обоймы. Голова еще ясная. К старости, видимо, тоже нужно готовиться». А как к ней готовиться? Что это значит?

Это значит, нужно вовремя думать о семье, о детях – это самый сложный момент. Кроме того, когда ты за свою жизнь наработала какую-то базу полезных воспоминаний, знаний, их надо обязательно передать. Поэтому я переживаю, что не успею многого рассказать людям. Мне радостно, когда меня о чем-то просят, приглашают на встречи, на которых я обязательно выступаю. Горько, когда считают, что если тебе уже 93 года, то ты дура.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в Instagram, ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Поделиться:
Комментарии (11)
  • 21 августа 2015 - 09:42
    Марта
    Хорошая статья! Спасибо. Только очень жаль, что нет фотографии героини статьи в молодости.
  • 21 августа 2015 - 10:19
    ИМХО
    Сильная женщина. Таких осталось очень мало и скоро уже некому будет рассказывать нам историю от первого лица. Крепкого ей здоровья!
  • 21 августа 2015 - 15:53
    Житель
    Понравилась статья. Личность тоже.
  • 21 августа 2015 - 17:44
    челнинка
    Крепкого здоровья и долгих лет жизни героине!!!
  • 21 августа 2015 - 20:23
    123
    Конечно, с заместителя председателя исполкома лицо города выгоднее вылепить начинающему скульптору, нежели с простой барышни-крестьянки:-) а памятник страшный, впрочем как большинство скульптур, которые непонятно на что похожи и что вообще изображено, непонятно. Эти скульптуры даже дети боятся:-) а по существу: статья даже поучительная. Народ должен знать своих "героев":-)
  • 22 августа 2015 - 15:39
    Горожанин
    Сказки венского леса.Ильдар Ханов был хорошим человеком, но неуёмным фантазёром, так что Г.М.Хакимова не первая и не последняя с кого он якобы ваял скульптуру Родины-матери.
  • 23 августа 2015 - 16:32
    ё-моё
    молодёжный город - авангардный стиль - всё в теме,хотя вначале тоже организм противился,а сейчас даже нравится.Зря туда только напихали техники и трибуну - всё скучили .
  • 24 августа 2015 - 11:19
    иван
    супер!
  • 25 августа 2015 - 21:43
    историк
    Надеюсь, что найдётся кто-нибудь (из краеведческого музея? из самостоятельных краеведов?), кто проведёт с автором этих воспоминаний часы и дни, записывая на ноутбук её рассказы, а потом постепенно переведёт их в читабельный текст. Тем боле, что она сама хочет этого…
  • 24 декабря 2015 - 13:06
    52-13
    Мне даже нравится народное название этого памятника-"Куча татар смотрят на бар". Через дорогу был расположен ресторан "Челны", ныне торговый центр.
  • 24 декабря 2015 - 13:27
    52-13 – – сегодня в 13:06
    Ты опупел? Напротив перекресток. А кабак Челны правее намного.
Главное
Реклама
Реклама
Реклама
  • 16 ноября 2020
    Наиль Магдеев: «Ситуация в городе такая, какую мы сами себе создаем»
    Мэр удивлен, что приходится убеждать людей сохранять их собственное здоровье
    4
  • 15 ноября 2020
    Встреча с «черным генералом» перевернула жизнь челнинца
    «Татар комдивлары» («Татарские комдивы», (12+) – так называется книга документально-публицистических очерков, которые написал челнинец, журналист Раис Зарипов. В интервью «Челнинским известиям» автор впервые рассказал о перевернувшей его жизнь встрече с «черным генералом», письме министру обороны России Сергею Шойгу и спонсоре своей книги.
    6
  • 14 ноября 2020
    Знакомьтесь, журналисты «Челнинских известий»
    Накануне 90-летия газеты «Челнинские известия» мы решили познакомить вас с теми, кто сегодня пишет для вас тексты, рассказывает об интересных людях, старается наполнить газету полезной, важной и правдивой информацией. Каждый из нас рассказал о публикации, которая запомнилась сильнее всего, стала самой любопытной в профессиональной карьере в последние пять-семь лет.
    0
Реклама
Реклама
Реклама
Топ-5
Актуальное видео
  • 17 ноября 2020 - 14:22
    Социальный ролик ГИБДД
Реклама
Новости партнеров
  • 13 октября 2020 - 09:30
    С вами никогда этого не случится!
    Масс-маркет – выбор без выбора. Это магазины, где большущий ассортимент, а вы умудряетесь купить точно такое же платье как у подруги. Но, еще печальнее, что такое же платье можно встретить на худенькой или, наоборот, на женщине с пышной фигурой. И невольно думаешь: «Какого черта я выбрала именно его? Весь город носит..»
    0
Реклама
Блоги
Опрос
Реклама