Общество
А был ли мальчик: многодетного отца подозревают в нечестности и не дают жилье
В Конституционном суде Татарстана рассмотрели заявление многодетного отца из Набережных Челнов Андрея Орлова. Челнинец многие годы добивается получения жилищного сертификата, но обстоятельства, в том числе и трагические, мешают его семье воспользоваться правом на льготу
В последнем случае таким обстоятельством стала смерть ребенка. Из-за уменьшения состава семьи (первоочередниками могут быть только семьи с десятью и более детьми) Орловы на какое-то время потеряли возможность получить сертификат на жилье. Андрей Вячеславович посчитал такой подход несправедливым и подал заявление в Конституционный суд РТ. Подробнее — в материале "Челнинских известий".
На жизнь едва хватает
Многодетная семья из Набережных Челнов зарабатывает тем, что печет бездрожжевой хлеб. Но этого едва хватает на жизнь. Поэтому возможности самостоятельно приобрести жилье у нее нет. При этом Андрей Орлов всегда подчёркивает, что благодарен властям, в частности, руководству Татарстана, за беспрецедентную заботу о многодетных.
В 2003 году Орловы как молодая семья на льготных условиях получили трехкомнатную квартиру. Но из-за долгов по коммуналке вынуждены были в 2013 году продать ее.
"Спасибо государству – оно предоставляет хорошие льготы, в том числе и при оплате жилищно-коммунальных платежей. Но меньше 10–15 тысяч рублей у нас в квитанции не бывает», – ещё несколько лет назад говорил челнинец.
Продав собственное жилье, Орловы начали мыкаться по съёмным квартирам и до сих пор находятся в таком положении. Правда, в год продажи собственного жилья челнинская семья встала в очередь на получение жилья на льготных условиях. Отметим, что выдача жилищного сертификата — часть программы поддержки многодетных семей, действующая не во всех регионах России. В Татарстане она есть. Мера предполагает получение денежного сертификата многодетными. При этом семьи с десятью и более детьми включаются в шорт-лист или в список первоочередников. Это не гарантирует получение сертификата в год постановки на учет. Поскольку существует квота на ЖС. Но реально увеличивает шансы. При этом многодетные семьи обязаны ежегодно обновлять учётные документы. Если из-за изменения ситуации семья перестаёт вписываться в правила, она перестаёт быть первоочередником.
Обиделись и упустили шанс
Орловым выдали заветный сертификат в 2016 году. Но не на 7,5 млн рублей, как рассчитывали челнинцы, а на 5,7 млн рублей. Как объяснили в Минстрое РТ, из итоговой суммы вычли стоимость квартиры, которую Орловы получили по программе поддержки молодых семей. Андрей и его супруга Екатерина посчитали вычет несправедливым и отказались реализовывать сертификат. И он был аннулирован. По этому поводу был суд, он принял решение не в пользу Орловых. Позже Андрей Вячеславович признался, что сейчас он так бы не поступил и с благодарностью воспользовался бы сертификатом. Но тогда супругам показалось обидным лишиться пары миллионов из-за того, что не вышел нужный срок с момента продажи квартиры.
После отказа от сертификата обстоятельства жизни Орловых начали меняться не в лучшую сторону, и жилищный сертификат "в руки как-то не шел".
Вначале возникла загвоздка с пропиской семьи. По правилам получения жилищного сертификата, многодетная семья должна быть зарегистрирована полным составом по одному адресу и проживать по нему же. У Орловых с этим пунктом возникли проблемы. Из-за внутренних шероховатостей в семье, которые можно охарактеризовать как классическое напряжение между зятем и тёщей, сам Андрей Орлов был прописан по одному адресу, а его жена и дети — в квартире ее родителей.
Менингит, отек мозга, кома
"Чтобы выйти из ситуации, в исполкоме города предложили получателем жилищного сертификата оформить мою супругу — Екатерину. И не включать меня в состав семьи. Мы согласились. Но пока бегали и собирали бумаги, у нас заболел младший из сыновей. Начал кашлять. Думали, что это простудное, пройдет. А потом как гром среди ясного неба прозвучал страшный диагноз – менингит. За ним последовал отек мозга, и ребёнок впал в кому», – рассказал глава семьи.
Это произошло в 2018 году. Несмотря на усилия врачей РКБ, мальчик в мае 2019-го умер.
Смерть ребенка стало большим потрясением для родителей. Андрей Вячеславович, когда ещё сын находился в больнице, впервые решился обратиться в Конституционный суд РТ с тем, чтобы, как он тогда выразился, "беготня с бумажками не отвлекала многодетных родителей от семьи". Если говорить юридическим языком, Орлов в своем заявлении попросил внести поправки в Постановление Кабмина РТ и разрешить многодетным семьям, претендующим на жилищный сертификат, не иметь регистрацию по одному адресу. Конституционный суд отчасти пошёл ему навстречу.
Однако в 2020 году семья не смогла претендовать на получение жилищного сертификата. Поводом для исключения из списка первоочередников стало изменение численности семьи: после смерти сына у Орловых осталось девять детей. А, по правилам, их должно быть десять и более. В 2021 году в семье родилась дочь. В 2022 году челнинская семья вновь попала в шорт-лист.
Несмотря на это, Андрей Орлов решил обратиться с Конституционный суд РТ с тем, чтобы другие многодетные семьи, оказавшиеся в схожей ситуации, не теряли право на жилищную субсидию.
На судебном заседании Конституционного суда РТ, которое прошло на днях, Андрей Орлов заявил: "Семьи, которые в силу трагических обстоятельств остались с восемью-девятью детьми, не должны исключаться из списка первоочередников. Потеря ребёнка — большое горе. Тем более, на руках у родителей остаются девять душ, и они по-прежнему нуждаются в поддержке".
Орлова в суде спросили, что он думает о сохранении права на очерёдность за теми многодетными, чьи дети достигли совершеннолетия. Орлов заявил, что этот вопрос тоже актуален. Многодетные порой дожидаются получения сертификата годами. За это время дети вырастают, хотят создать свои семьи, но, чтобы не нарушать правила, не уезжают из родительского гнезда, либо живут гражданским браком.
Махинации с многодетностью
Оппонентом Орлова на заседании Конституционного суда РТ стала ведущий советник юридического отдела Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Фарида Мухамадиева. Отметим, что это не первый судебный баттл представителя Минстроя против семьи Орловых. При первом обращении челнинца в КС РТ она также выступала против предлагаемых Андреем Вячеславовичем поправок.
На этот раз Мухамадиева подготовила настоящее разоблачение Орловых.
"Андрей Вячеславович, скажите, пожалуйста, кто такие Лада и Веста Орловы?"— спросила она на суде. Когда челнинец, изменившись в лице, попросил суд разрешить ему не отвечать на вопрос, Мухамадиева заявила, что Орловы в 2015 году среди прочих документов передали в исполком фальшивые свидетельства о рождении девочек-близняшек. Эти дети существовали только на бумаге, потом они каким-то странным образом испарились, заявила представительница минстроя.
"Я не удивлюсь, если выяснится, что и мальчика у Орловых не было. И он не умирал от менингита. Во всяком случае свидетельства о смерти в предоставленных Орловыми документах нет", — жёстко заметила Мухамадиева.
Позже Орлов, не затрагивая тему близняшек, пояснил, что свидетельство о смерти ребенка в общем пакете документов, которые подавались в исполком, было. Либо оно утеряно, либо "не дошло" до Минстроя.
Отметим, что Конституционный суд не устанавливает и не исследует фактические обстоятельства дел, а лишь проверяет правовые акты на соответствие Конституции, поэтому реплика Мухамадиевой не поменяла вектор судебного разбирательства.
По существу же вопроса юрист Минстроя РТ сообщила, что выдача жилищных сертификатов в Татарстане является дополнительной мерой поддержки многодетных семей. Кабинет Министров РТ, утверждая её, действовал в рамках своих полномочий и утвердил параметры получения жилищных сертификатов с учётом всех обстоятельств и нагрузки на бюджет.
Завершая судебное заседание, председатель Конституционного суда РТ Фархат Хуснутдинов объявил, что итоговое решение будет озвучено позже.
Семья православная, дети заботливые
"Челнинские известия" обратились к людям, знающим семью Орловых, чтобы они охарактеризовали их.
"Семью Орловых знаю 15 лет. За это время ни сами супруги, ни их дети никогда не дали повода усомниться в их порядочности", — сообщила нашему изданию помощник благочинного по Закамскому благочинию по социальному служению и благотворительности Елена Кораблева.
По ее словам, семья Орловых православная, дети воспитываются по христианским канонам, они посещают воскресную школу, занимаются танцами, бывают задействованы в театральных постановках.
"Очень спокойная семья, выдержанная. Мы им помогаем с продуктами, одеждой для детей, подготовкой к учебному году. Но они и сами всегда готовы прийти на помощь. Андрей Вячеславович, например, в пик пандемии раздавал нуждающимся хлеб, который пекут в своей пекарне. Хотя им самим порой довольно трудно приходится в материальном плане", — говорит Елена Анатольевна.
Елена Кораблева отметила, что старшие сыновья учатся в вузах, дочь в колледже — на бюджете.
"Знаю, что один из детей поступил в балетную школу. Орловы им гордятся", — сказала собеседница издания.
Женщина затруднилась что-либо сказать по поводу разоблачений в махинации с многодетностью.
"Пусть эти чиновники придут к ним домой и посчитают детей — куда уж проще-то. Заодно посмотрят, как трудно им живётся. Хотя, повторюсь, все дети ухоженные, друг о друге заботятся, на месте без дела не сидят", — заметила Кораблева.
Кораблева также добавила, что сама была свидетельницей отпевания умершего ребёнка в храме.
"Ребёнок умер. Могу на Библии поклясться", — заявила она.
фото ИА "Татар-информ"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)