Логопед из Челнов месяц молчала, чтобы лучше понять детей с заиканием
Светлана Брюхова – логопед-дефектолог, олигофренопедагог – провела аскезу молчания, чтобы повысить эффективность работы с заикающимися детьми. Она рассказала «Челнинским известиям» о необычном эксперименте и проблемах в речи у современных детей.
Свой профессиональный опыт Светлана получила, работая в коррекционной школе, где она занималась с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в частной практике с детками с заиканием. Эта работа стала для нее толчком в профессиональном плане и, чтобы лучше понять, каково это –сталкиваться с трудностями в общении, она стала экспериментировать: ставила себя на место детей и их родителей, делилась опытом с коллегами. Даже надевала наушники с шумом, чтобы лучше понять их состояние. Но эти практики были короткими.
«Мой путь к аскезе молчания начался после очередного обучения. Я осознала, что хочу пройти путь детей с заиканием более глубоко, почувствовать то, что они испытывают в повседневной жизни. Это был колоссальный опыт — мне казалось, что окружающие не замечают людей, которые не могут говорить, как будто никогда не сталкивались с этой проблемой. Это приводило к разным реакциям», - говорит Светлана.
Работа с заиканием проходит в несколько этапов – сначала необходимо научить заикающихся молчать, а потом говорить медленно. Поэтому и эксперимент Светланы проходил в два этапа: молчание и медленная речь. Две недели она просто не произносила ни слова. Второй этап, медленная речь, дался ей тяжелее. К молчанию люди привыкли, и относятся с пониманием, и даже с трепетом, когда думают, что человек не способен говорить. А к медленной речи с большими паузами большинство оказались не готовы.
Светлана продолжала вести активный образ жизни: путешествовала, встречалась с друзьями и занималась волонтерством в проекте «Спасатели рядом». Когда она делала замечания другим людям жестами, они реагировали с пониманием и даже потом отчитывались о своих успехах, что исправились.
«Само молчание мне далось не сложно, но было трудно контролировать. Все-таки, случайно я за две недели сказала что-то три раза. Я просто напоминала себе о молчании каждое утро. Если сначала я контролировала этот процесс, то через две недели поняла, что уже и не хочу разговаривать, разговоры ушли на второй план. На втором этапе медленной речи люди иногда реагировали так, будто я человек с ограниченными возможностями здоровья. Это подтолкнуло меня к решению перейти на молчание или жестовую речь. Аскеза по молчанию стала для меня способом глубже понять мир людей с речевыми нарушениями и создать пространство для общения без слов. Не все близкие и окружающие поддержали в этой практике. И только один человек, когда я молчала, мне на заправке протянул чек и карандаш», - говорит Светлана.
- Насколько реально решить проблемы с заиканием в детстве и во взрослом возрасте?
- Большинство людей имеют проблемы с заиканием именно в детстве, взрослых заикающихся вы встретите реже. С возрастом нервная система человека крепнет, успокаивается, недуг поддается контролю и уходит на второй план. Детям сложнее это контролировать. И эту методику в два этапа проще объяснить взрослым, ее проще исполнить.
- Считается, что заикаться дети начинают от страха?
- Дело в том, что заикаются не все, у этих детей уже есть предрасположенность. Если поставить десять детей одного возраста, и на них начнет лаять собака, заикаться начнет тот, у кого слабая нервная система. И это не всегда из-за испуга, положительные эмоции тоже могут стать причиной заикания. Сколько времени надо, чтобы избавиться от заикания – индивидуальный вопрос, у кого-то может занять полгода, у кого-то полтора.
- Правда ли, что современные дети стали позже овладевать речью?
- Да, такая тенденция идет, но дело в том, что взрослые люди сами часто говорят неправильно. А дети учатся именно от взрослых. Например, я задаю вопрос ребенку: «Если салат из моркови, то он какой?», он должен сказать морковный. Но, чаще мама зовет ребенка со словами: «Пойдем есть салат из моркови». То есть мы сами зачастую неправильно говорим, редко используем, например, прилагательные. Или, например, мама всегда зовет ребенка со словами: «Сегодня котлета И рисовая каша». Вот, я спрашиваю у ребенка: «Какую кашу ты сегодня ел?». Он отвечает «Ирисовую», по ошибке он слышит союз «и» вместе со словом. То есть, обилие информации, фоновый шум забивает центры восприятия ребенка, и чтобы освоиться, требуется больше времени.
- Как влияют на речь гаджеты?
- Я, как современный учитель, скажу, что все зависит от того, как их использовать. В наше время тоже появился телевизор, и мы все его много смотрели. Это был гаджет нашего времени. Другой вопрос, а что именно мы смотрим и слушаем? А там есть много полезного. Можно послушать уроки Тетушки Совы, или выучить азбуку, вместо того, чтобы смотреть короткие клипы. Не все родители принимают, что сами приучили детей к этому.
- Какие основные признаки проблем с речью у ребенка?
- Ребенок проходит свои этапы развития. Если он не гулит, не лепечет, это сразу звоночки, с которыми надо идти к специалисту. Если в полгода он не издает определенные звуки, надо что-то делать. Если ребенок не говорит до трех лет, надо подключать невролога, логопеда, остеопата, нейропсихолога.
- Какие основные проблемы в речи у детей?
- Логопед, работающий в школе и детском садике, можно сказать, разные профессии. Потому что в садике это работа с устной речью, а в школе с письменной. Не всегда родители знают, что при проблемах с письменной речью тоже надо идти к логопеду. Проблемы с письмом не всегда значат, что нужен репетитор по русскому языку. Я всегда объясняю, какие проблемы в письме могут быть из-за проблем с речью. И, если в письме проблемы, надо вернуться в начало.
У детей часто не поставлено речевое дыхание, не правильное произношение звуков. Мы делаем артикуляционную гимнастику, если проблемы с язычком, то логомассаж. По письменной речи ставим коррекционный маршрут, пишем заключение и работаем.
- Какие советы можете дать родителям?
- Есть такое понятие «кабинетные дети», когда ко мне приходят дети на занятия, они все выполняют и отвечают на вопросы. Но, когда приходят домой, то будто забывают, все чему научились. Мама обычно находится в амплуа домохозяйки, и они не видят в ней учителя. Тогда мы договариваемся, что они приходят ко мне заниматься почаще, и родители тоже приходят на мои занятия, чтобы обучиться и посмотреть, что я требую от ребенка, тогда процесс идет быстрее. Поэтому главный совет родителям: самим вникать в процесс, чтобы поддерживать развитие и дома, и вне занятий с логопедом.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)