Темы недели
«Из Нижнекамска бегут, как из Чернобыля»
Почти 10 тысяч человек уехали из Нижнекамска за последние три года в поисках более благоприятных мест для жительства, и это только официальная статистика. Люди бросают работу, продают квар¬тиры и дома, чтобы переехать подальше от активно развивающегося Нижнекамского промышленного узла, включающего в себя сегодня 45 предприятий. Несмотря на заверения экологов, что благодаря природоохранным мероприятиям местные заводы становятся все чище и безвреднее (за пять лет ва¬ловый объем выбросов сокращен на 24 тыс. тонн), горожане и жители близлежащих сел убеждены в обратном: дескать, наоборот, чем дальше - тем хуже.
СПАСАЮТСЯ, КТО МОЖЕТ
Тема грязного воздуха из-за начавшихся в январе утечек на очистных сооружениях - нынче самая актуальная в городе нефтехимиков. Правда, об этом по большей части говорят между собой, на кухне. На официальном же уровне проблему предпочитают не обсуждать, видимо, не желая создавать панику среди населения.
Коллеги - нижнекамские журналисты сетуют, что если и удается получить хоть какое-то объяснение происходящему, то с оговоркой «на меня не ссылайтесь». Раньше более-менее разговорчивой на подобные темы была руководитель отдела охраны окружающей среды исполкома Нижнекамска Елена Галимова, но, как выяснилось, недавно она тоже присоединилась к тем 10 тысячам и уехала из Нижнекамска в другой город.
В том, что тема, связан ная с проблемами экологии, здесь «нежелательная», удалось убедиться и нам. Поинтересовавшись в местном управлении здравоохранения, как соседство с опасными производствами влияет на здоровье горожан, мы получили следующий ответ: «Такие данные мы направо-налево не раздаем. Пишите официальный запрос». Что мы и сделали. Теперь ждем ответа, который по закону организация обязана дать в течение двух недель. В то же время с оговоркой «не для печати» нижнекамские врачи констатируют: «где вредное производство, там большое количество онкологических, бронхо-легочных и эндокринных заболеваний...».
О том, что в Нижнекамске существует проблема миграции и нужно срочно принимать меры для того, чтобы удержать население, заговорил уже сам мэр города Айдар Метшин, выступая на недавней объединенной сессии городского и районного советов с участием президента республики Рустама Минниханова. Правда, по мнению Метшина, уезжают в основном те, кто не нашел себя в родном городе, кого «вовремя не заметили и не создали условия для развития». Но горожане уверены, что главный фактор миграции - все же плохая экология. Вот какие мнения на этот счет получил местный еженедельник «Ваша газета», проведя опрос среди своих читателей.
- Из Нижнекамска не уезжают, а бегут, чтобы сохранить здоровье своих детей, - считает глава Афанасовского сельского поселения Лидия Тартмина.
Отсюда бегут, как из Чернобыля, - вторит ей главный кардиолог Нижнекамска Раиса Мерясева. - У нас в городе есть все условия для роста по карьерной лестнице, но не чем дышать. Я и десять лет тому назад, когда была депутатом, об этом говорила. Стараются уехать все, у кого есть такая возможность, - говорит начальник отдела Нижнекамского центра занятости Лидия Кузьмина. – Потому что людей пугают заводы. У многих из-за этого болеют дети.
То, что люди уезжают с концами, продавая всю свою недвижимость, подтверждают и в местных агентствах недвижимости.
- Очень многие продают сегодня квартиры в связи с переездом в другой город. Говорят, хотят жить там, где воздух почище, - поделилась директор одного из риелторских агентств Альфия Мутигуллина.
Чистый воздух стоит три миллиарда
После череды утечек, произошедших в последнее время на очистных сооружениях ОАО «Нижнекамскнефтехим», желающих «уехать отсюда куда подальше» в городе и близлежащих селах стало больше. Напомним, в январе жители расположенных рядом с Нижнекамском сел (Алань, Большое и Малое Афанасово), а также окраинных районов города, выйдя на улицу, ощутили удушливый химический запах, многим стало плохо.
По жалобам (их было около 30) на место выезжали специалисты Закамского территориального управления Минэкологии РТ. В отобранных пробах воздуха было обнаружено превышение предельно допустимой концентрации бензола, ксилола и оксида углерода. Сейчас, спустя почти два месяца, запах не исчез. Глава Афанасовского сельского поселения Лидия Тартмина в интервью местной газете так и говорит: «У нас тут до сих пор нечем дышать». Ситуацию усугубляет безветренная погода, установившаяся в Нижнекамском районе будто назло, хотя город стоит «на семи ветрах».
Сегодня в ситуации разбираются все ответственные за экологические вопросы службы города и республики: Природоохранная прокуратура, Росприроднадзор, Роспо-требнадзор и пр. Специалисты ищут бреши, из которых сочатся едкие пары.
- Мои сотрудники с утра до ночи контролируют ситуацию на территории коллектора и биологических очистных сооружений, - сообщил руководитель Закамского территориального управления Ми-нэкологии РТ Ильмир Ша-фиков. - Но на вопрос, кто виноват в сложившейся ситуации, на сегодняшний день однозначного ответа нет. Оба объекта принадлежат ОАО «Нижнекам-скнефтехим», но это не значит, что источником запаха являются отходы именно этого предприятия. Ведь в коллектор по договору с нефтехимическим заводом сбрасывают свои отходы все предприятия промузла - другого действующего коллектора в Нижнекамске нет. Далее эта химическая каша соединяется с коммунальными отходами и поступает в биологические очистные сооружения. А там, в отстойниках, все открыто, все парит... Ранее вредные выбросы герметизировались в первичных отстойниках, но сегодня, спустя 45 лет, где-то имеет место разгерметизация, где-то - износ оборудования. Сами понимаете: среда едкая, всё разъедается. Сегодня мы вынесли ОАО «Нижнекамскнефтехим» предписание заварить бреши в трубах, заменить фильтры и пр. И они активно работают над тем, чтобы устранить неполадки. Но этими мерами проблему, конечно же, не решить. Запах не исчезнет, пока не будет проведена реконструкция существующих биологических очистных сооружений, которые сегодня испытывают колоссальную нагрузку, принимая отходы промузла и города. Проект разработан, сегодня он проходит процедуру согласования. Работы оцениваются в 3 миллиарда рублей – это сумасшедшие деньги, сумма, которую не то что город, даже республика не потянет. Кроме этого необходим и новый коллектор - еще плюс 1,5 - 2 миллиарда. В общем, без федеральной помощи не обойтись. Но она вряд ли будет получена в ближайшем будущем.
На вопрос о том, почему при плохом состоянии очистных сооружений в Нижнекамском промузле продолжают строить новые заводы, к примеру, «ТАНЕ-КО», Шафиков ответил:
- У данного объекта имеются свои собственные автономные очистные сооружения, оборудованные по последнему слову техники.
...К вопросу о том, где взять деньги на новые очистные сооружения и коллектор, будет любопытным следующее. Ежегодно предприятия Нижнекамского промузла платят огромные деньги за загрязнение окружающей среды в бюджеты разных уровней: в местный и республиканский - по 40% суммы, в федеральный бюджет - 20%. По данным Росприроднадзора РТ, в 2009 году общая сумма выплат «за негативное воздействие на окружающую среду» составила более 98 млн рублей, в 2010-м -более 117 млн.
- Каждый год наше пред-приятие отдает около 50 миллионов за загрязнение окружающей среды, - сообщил заместитель главного инженера ОАО «Нижнекамскнефтехим» Анатолий Самольянов. -Но, по-моему, еще ни разу эти деньги не были направлены на реализацию конкретных экологических программ. Даже сам президент Рустам Минниха-нов, выступая в январе на коллегии Минэкологии РТ, говорил о том, что средства уходят неизвестно куда, и дал команду направлять их по назначению.
ИА "Татар-Информ"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)