Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Реклама
Последние комментарии
Город и горожане

Сергей КОГОГИН: «В 2010 году мы взяли на работу 10 тысяч человек»

Не секрет, что генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин нечасто соглашается на интервью. Может быть, поэтому каждый раз, когда в СМИ появляются его ответы на вопросы, это всегда вызывает интерес. Для читателей «Челнинских известий» Сергей Анатольевич не только оценил итоги 2010 года и поделился ожиданиями на 2011 год, но и рассказал о подготовке программы утилизации грузового транспорта, соцпакете компании, переговорах с руководством МАЗа, развитии СП в Индии и многом другом.


Фото с сайта kamaz.ru

«Работы еще непочатый край»
— Сергей Анатольевич, 22 февраля, на заседании Горсовета, посвященном итогам 2010 года, было отмечено, что высокий рост промышленного производства удалось достичь за счет ОАО «КАМАЗ». А как вы оцениваете результаты, достигнутые компанией в 2010 году? Какие три события этого года вы считаете самыми важными?
— Результаты превзошли наши ожидания и прогнозы. Всего в 2010 году по группе «КАМАЗ» реализовано товарной продукции и услуг на 64,6 миллиарда рублей. Продажи грузовых автомобилей составили 32293 единицы. Рост по сравнению с 2009 годом — соответственно, 26,6 и 24,7 процента. На российском рынке продано 28254 грузовых автомобиля, на внешних рынках — 4039. Доля «КАМАЗа» в своем классе на рынке России составила около 50 процентов.

Запоминающихся событий было немало, среди них прорывное значение будет иметь, я думаю, запуск проекта «Маяк» в сентябре на автомобильном заводе, который внедряется совместно с германским концерном «Даймлер» и фирмой «Лин Каучинг». Его реализация приведет к значительному росту производительности труда. В докризисный период КАМАЗ ставил задачу выпускать 250 автомобилей в сутки на двух конвейерах усилиями шести производственных смен. Сейчас автомобильный завод работает в три смены: одна на конвейере № 1, две — на конвейере № 2. При этом выпускается 180 автомобилей, в отдельные дни февраля темп выпуска доходил до 200 машин.

— В 2009-м и 2010 годах федеральное правительство оказало предприятию поддержку через госзаказ. Будучи в ноябре 2010 года в Набережных Челнах, заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов заявил, что КАМАЗ сегодня не нуждается в финансовой поддержке. Означает ли это, что в 2011 году помощи в прежних объемах не будет?
— Мы благодарны государству за ту огромную и многостороннюю помощь, которую оно оказало в период кризиса. Его заказы позволили нам удержать объемы выпуска основной продукции КАМАЗа на приемлемом уровне — уровне выживаемости. В 2010 году гособоронзаказ, например, составил около 15 процентов продаж, в 2009-м — 20 процентов. В этом году объем госзакупок резко сократился. Можно сказать, сегодня мы работаем, ориентируясь исключительно на собственные силы.

Сергей Борисович прав в том плане, что оставлять предприятия любой отрасли, не только автопрома, на «бюджетной игле» во время подъема экономики и роста рынков сбыта не только необязательно, но и опасно. Разумеется, различные формы протекции к своим производителям и регулирование процессов в целом должны оставаться постоянной функцией государства, независимо от состояния экономики. Это, например, законодательная защита российского рынка и интересов отечественных производителей — как «изнутри», так и «снаружи», стимулирование обновления грузового автопарка транспортных компаний (а он по-прежнему продолжает оставаться весьма «возрастным»), создание условий для технического и технологического перевооружения предприятий, дальнейшее совершенствование и развитие технических регламентов. Здесь работы еще непочатый край.

— Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минпромторгу, Минфину, Минэкономразвития подготовить предложения по программе утилизации грузовых автомобилей и автобусов. Какой эту программу видит руководство ОАО «КАМАЗ»? Будете ли вы развивать собственную программу утилизации грузовиков?
— Утилизация грузового автотранспорта существенно отличается от утилизации легковых автомобилей как по масштабам и сложности в процедурно-технологическом отношении, так и по размерам выплачиваемой компенсации. Поэтому разработка государственной программы по грузовикам требует большей тщательности, учета всех особенностей и опыта утилизации транспорта полной массой до 3,5 тонны. Могут возникнуть проблемы с нехваткой утилизаторов, следствием которой является преодоление расстояния от владельца автомобиля до утилизатора. Здесь отводится важная роль производителю, и он сам решает все вопросы логистики. КАМАЗ готов к этому лучше, чем другие автозаводы, и в процессе будущей утилизации, я думаю, наша компания будет лидером.

Необходимость этой меры по коренному обновлению грузового парка страны не подвергается сомнению, поскольку совершенно очевидны доводы в его пользу, как экономические, так и экологические. Это, если хотите, одна из составных частей объявленной модернизации России. Свои предложения по разрабатываемой программе КАМАЗ уже внес. Что касается замены грузовых автомобилей, находящихся в эксплуатации на самом КАМАЗе более 10 лет, то она уже началась и будет завершена в течение 2011-2012 годов.

«Соцпакет на 2011 год — 600 миллионов рублей»
— Ведет ли КАМАЗ набор персонала? Сколько работников сегодня требуется компании, на какие специальности?
— Как известно, КАМАЗ возобновил прием на работу еще весной прошлого года. В 2010 году мы трудоустроили на заводах и в подразделениях почти 10 тысяч человек, в основном по рабочим профессиям. Прием на работу ведется на имеющиеся или освободившиеся вакантные места. Избирательный набор опытных и высококвалифицированных специалистов мы проводили даже во время экономического кризиса. В настоящее время штат работников под существующие объемы выпуска продукции практически полностью укомплектован.

— Какова средняя заработная плата на предприятии? Как она менялась в течение года? Какие льготы и формы поддержки включает в себя соцпакет компании?
— Средняя месячная заработная плата на КАМАЗе увеличилась в 2010 году с 11,1 тысячи рублей в январе до 18,1 тысячи рублей в декабре. В течение года она шла только в рост. Дважды была проведена пятипроцентная индексация тарифов и окладов, от которых отсчитывается конечная сумма заработной платы. Кроме того, в производственных подразделениях она увеличивалась и по мере роста объемов выпуска продукции.

В 2010 году КАМАЗ выполнил основные социальные обязательства, несмотря на все еще сложную экономическую ситуацию. В центре внимания у нас всегда были и будут наши ветераны. Затраты по программе негосударственного пенсионного обеспечения составили 97,5 миллиона рублей, а по программе «Забота» — 26,4 миллиона рублей. На приобретение оздоровительных путевок для работников КАМАЗа выделено 20,8 миллиона рублей, а для детей — 12,2 миллиона рублей.

На дополнительные оплачиваемые отпуска и материальную помощь израсходовано 35 миллионов рублей. Предоставляется бесплатное питание работникам с тяжелыми условиями труда, на что выделено 25 миллионов рублей. Весь персонал получает адресную компенсацию на питание в столовых и буфетах в размере 20 рублей ежедневно (всего 65 миллионов рублей). Приобретены новогодние подарки для детей работников на сумму 2,8 миллиона рублей. Сформирован социальный пакет на 2011 год на сумму 613,2 миллиона рублей.

— Одним из самых острых социальных вопросов на сегодня в Набережных Челнах по-прежнему остается обеспеченность жильем. Какую поддержку оказывает КАМАЗ своим работникам в решении жилищных проблем? Как налажено сотрудничество с Государственным жилищным фондом?
— КАМАЗ предоставляет своему персоналу немало возможностей по улучшению жилищных условий. Во-первых, мы оказываем материальную помощь работникам, состоящим в списках очередности на жилье с апреля 1993 года и ранее, а также улучшившим свои жилищные условия.

В социальном пакете 2011 года на эти цели заложено 20 миллионов рублей. Во-вторых, КАМАЗ участвует в реализации республиканской программы государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья путем вложения денежных средств. За пять лет совместной деятельности с «Объединением молодежного строительства РТ» справили новоселье более 500 молодых семей. В-третьих, предоставляются целевые займы молодым работникам в соответствии с локальными нормативными актами компании. Размер денежных средств, выделяемых в 2011 году на эти цели, составляет 6 миллионов рублей. В-четвертых, частично возмещаются затраты (выплачивается компенсация) за проживание в общежитиях «КАМАЗжилбыта» работникам и их детям, а бывшим работникам КАМАЗа — неработающим пенсионерам и инвалидам 1-2-й групп оплата за проживание возмещается полностью.

Завершена работа по перепрофилированию общежитий ЗАО «КАМАЗжилбыт» в домах 1/14, 1/15, 1/16, 1/17, 23/07 под семейное проживание работников КАМАЗа с правом приобретения занимаемого жилья в собственность по цене в два-три раза ниже рыночной. Это позволило улучшить жилищные условия 650 работникам.

«Появился дилер в королевстве Бутан»
— КАМАЗ одним из первых среди отечественных автопроизводителей начал интеграцию в мировой автопром. Каковы перспективы сотрудничества с «Даймлер» и другими иностранными компаниями?
— В плане дальнейшего развития стратегического партнерства с этим германским концерном подписаны договоры о создании двух совместных предприятий — «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» по выпуску и продажам легких грузовых автомобилей Fuso Canter в России и «Мерседес-Бенц Тракс Восток» по производству и реализации тяжелых грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros и Axor. Первая продукция этих СП уже отгружена потребителям. В декабре подписано соглашение о намерениях по сотрудничеству в области производства мостов для коммерческих автомобилей «КАМАЗ». На первом этапе мы планируем вложить в это производство 50 миллионов евро.

— В начале 2010 года было открыто СП «КАМАЗа» в Индии. Удалось ли реализовать намеченные планы по данному проекту?
— Российско-индийское предприятие «КАМАЗ ВЕКТРА МОТОРЗ ЛИМИТЕД» в городе Хосур развивается согласно плану, принятому 25 февраля 2010 года. В ближайший период на рынок Индии будет поставлено 1000 автомобилей «КАМАЗ» местного производства. Сейчас СП выпускает одну модель автомобиля — «КАМАЗ-6540». Это уникальный четырехосный бортовой автомобиль грузоподъемностью 19 тонн, адаптированный к построенным в последнее время в Индии бетонным дорогам с ограниченной допустимой осевой нагрузкой. Российские автомобили используются в крайне тяжелых условиях угольных и железорудных карьеров. Активно идут переговоры с индийскими портами, занимающимися расширением своих территорий.

В дальнейшем завод с проектной мощностью до 5000 автомобилей в год начнет выпускать специально адаптированную к местным условиям технику: магистральный тягач «КАМАЗ-5460», самосвалы «КАМАЗ-65115, -6520 и -65201». «КАМАЗ ВЕКТРА МОТОРЗ ЛИМИТЕД» имеет достаточно развитую дилерскую сеть по стране. Недавно появился и первый зарубежный дилер — в соседнем королевстве Бутан. Проведена работа по локализации производства и поиску местных поставщиков компонентов: ее уровень уже приближается к 50 процентам в стоимостном исчислении.

— Год назад вы обещали показать общественности новую кабину «КАМАЗа» в конце 2010 года. Как идет работа по данному проекту, когда мы сможем на нее посмотреть?
— Речь в том случае шла о рестайлинговой кабине для «КАМАЗов» модельного ряда 2010 года, а не о совершенно новой. Она уже устанавливается на серийные автомобили, которые сходят с главного сборочного конвейера. Эти модели будут выпускаться до 2013 года включительно, в лексиконе специалистов их называют «существующим продуктом с новым качеством». Новой же кабиной будут оснащаться грузовики следующего поколения «КАМАЗов», которое можно охарактеризовать так — «практичный high-tech». Работа по созданию этой кабины ведется.

КАМАЗу и МАЗу необходимо разумное разделение труда
— В последние дни в СМИ активно обсуждается возможная сделка по покупке КАМАЗом акций Минского автомобильного завода. Чем для вас интересно сотрудничество с белорусскими партнерами?
— Весь автомобильный бизнес мира движется именно в этом направлении: происходит слияние или реализуются другие формы объединения, создаются более крупные корпорации, заключаются соглашения о стратегическом партнерстве. Очевидна, например, нецелесообразность «раздельных» затрат двух наших предприятий, выпускающих одну и ту же продукцию и действующих в едином экономическом и таможенном пространстве, на одни и те же конструкторские и технологические разработки. Необходимо какое-то разумное разделение труда. Экономические выкладки тут понятны. Сейчас идет переговорный процесс и говорить о конкретных решениях преждевременно.

— Поделитесь, пожалуйста, ожиданиями на 2011 год. Есть ли у Вас какие-либо серьезные опасения? Что, по-вашему, ждет автомобилестроение, в целом, экономику страны?
— Надеюсь, что в ближайшие годы экономика страны будет подниматься, несмотря ни на какие пессимистические прогнозы отдельных источников. В следующем году, по нашим расчетам, емкость российского рынка по грузовикам камазовского класса составит около 70 тысяч единиц. Вопрос лишь в том, какую долю там займет «КАМАЗ». Мы намерены удержать 45-55 процентов. Еще хочу отметить, что к 2020 году правительство страны намерено вырастить национального лидера-производителя в секторе коммерческого транспорта. Сейчас на эту роль может претендовать только КАМАЗ. Необходимые для этого условия — замкнутый производственный контур, полная продуктовая линейка и полноценное участие в международных альянсах — есть только у нас.
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Главное
Реклама
Реклама
Реклама
  • 14 февраля 2019 - 09:20
    На российских дорогах начнут укладывать долговечный «суперасфальт»
    Срок его службы в три раза дольше, чем у прежнего
    3
  • 14 февраля 2019 - 09:14
    Сколько зарабатывают перекупщики на продаже машин
    Если 20 лет центральным местом для покупки поддержанных машин был авторынок Набережных Челнов, то сейчас этот бизнес становится все более цивилизованным, профессия «перекупа» трансформировалась. «Челнинские известия» пообщались со специалистом по подбору подержанных автомобилей, который рассказал, что собой представляют современные перекупщики.
    18
  • 13 февраля 2019 - 14:51
    На вторичном рынке жилья в Челнах сохраняются пиковые цены
    После новогоднего ажиотажа спрос на недвижимость вернулся в привычное русло. При этом продавцы квартир продолжают удерживать цены, взлетевшие в конце прошлого года. Активность рынка, считают эксперты, обеспечивает нижняя граница ценника на недвижимость: на появляющиеся предложения с завышенными ценами, покупатели не отзываются.
    9
Реклама
  • 12 февраля 2019 - 10:16
    Новая жизнь старых вещей: как челнинцы экономят на покупках
    Законы общества потребления вынуждают нас стремиться к покупке все новых и новых вещей и предметов быта. Мы обрастаем ими, как коралл моллюсками. Почти в каждом доме есть пара-тройка вещей, которые надели всего несколько раз, теперь они пылятся в шкафу. Кажется, этому хламу не место в современном мире. Но так считают не все, в Челнах есть люди, которые дают старым вещам вторую жизнь.
    4
  • 12 февраля 2019 - 08:41
    Сколько нужно заплатить, чтобы купить пенсионный стаж
    Сегодня в России чтобы получать страховую пенсию по старости, недостаточно достижения пенсионного возраста
    37
  • 11 февраля 2019 - 16:19
    Исаак Беккер: «Психиатр должен быть бесстрашным»
    14 февраля у Исаака Беккера – юбилей, ему исполнится 70 лет. Он 34 года проработал в должности главного врача ПНД. В интервью «Челнинским известиям» Исаак Михайлович рассказал, почему выбрал медицинский институт, о чем будет его новая книга «Шок», и как сохранить семейное счастье.
    13
Реклама
Топ-5
Актуальное видео
  • 13 февраля 2019 - 13:37
    Успей вернуть свою жизнь!
Реклама
Фотогалерея
  • Фестиваль цветов - 2018
  • День строителя - 2018
  • "Сабантуй - 2018"
  • "Бессмертный полк" 2018
  • День Победы 2018
  • Первомай
  • Субботник - 2018
  • Панихида по погибшим в Кемерово
  • "Выборы президента РФ - 2018"
  • Чемпионат по поеданию шаурмы
Новости партнеров
Блоги
Опрос