18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Город и горожане

Неизвестные факты из жизни легендарного руководителя трамвайного управления Фарита Бакиева

Неизвестные факты из жизни легендарного руководителя трамвайного управления  Фарита Бакиева

22 июня Фариту Бакиеву исполнилось бы 80 лет. К этой дате вышла в свет книга «Память жива…», в которой воспоминаниями о нем поделились коллеги и друзья. В издании немало интересных штрихов к портрету Фарита Зиннатулловича – человека с неуемной энергией, оптимиста с тонким чувством юмора.

Первый  трамвай в Набережных Челнах появился  30 декабря 1972 года.  С тех пор бесперебойно с утра и до позднего вечера работает всепогодный, экологичный транспорт.

 

С 1985 по 2004 год  Трамвайным управлением (в дальнейшем – ООО «Электротранспорт»)   руководил  генеральный  директор  Фарит  Бакиев. Уходя на заслуженный отдых, он передал символический руль своему преемнику – Рашиду  Шамсудинову и пожелал: «Рулить еще лучше, на радость всем!» 

 

Детство Фарита прошло в многодетной  семье, с 14 лет он работал в колхозе. На службе в ракетных войсках на Байконуре получил хорошую закалку,  затем окончил  КХТИ, где был комсомольским лидером. В Челнах – с 1973 года, начинал старшим инженером литейного завода. Молодой  специалист отличался коммуникабельностью, дружелюбием и ко всему  был обаятельным, что непременно отмечали женщины и считали, что он  похож на  популярного актера  кино Александра Демьяненко.  А еще дружил со спортом:  мог мастерски забить мяч в ворота, пробежать стометровку, подтянуться на турнике.

 

Уже имея должность руководителя трамвайного управления,  Фарит Бакиев отличался неимоверной скромностью.  В 80-х годах многие мечтали о личных машинах. Тогда стали списывать старые легковушки, принадлежавшие организациям, и реализовывать их среди камазовцев.  Фариту  Зиннатулловичу  достался отслуживший свой век «ГАЗ-69А». Он мог  попросить любого механика помочь с  ремонтом, но  никого не подпускал к машине: все сам. На ней  директор, заядлый рыбак и охотник, проехал тысячи километров.

 

– Увидев, как он обхаживает свой «драндулет», я спросил: «Почему бы тебе не  купить  новую машину?». А он рассмеялся: «Новую украдут, а этот металлолом не нужен и бесплатно!» – рассказывает экс-начальник бюро АТХ-4 Транспортного управления Александр Акинфеев.  
Умение найти выход из любой ситуации  был коньком Фарита Бакиева.

 

– В зимнюю непогоду трамвайные пути и переезды заметало так, что  приходилось останавливать  движение транспорта. Специальной снегоочистительной  техники тогда не было, лишь когда  по инициативе Фарита Зиннатулловича  на трактор К-700 установили  навесное оборудование,  дело пошло.  Этот опыт переняли  и железнодорожники КАМАЗа, – вспоминает бывший начальник цеха спецтранспорта  КАМАЗа Василий Логачев.

 

Еще один случай – в памяти экс-заместителя начальника Автозаводского ОВД Евгения Архипова:

 

– В начале 80-х годов  нас  тревожило возросшее количество карманных краж в  трамваях.  Водители начали все чаще  жаловаться на хулиганов, которые по вечерам представляли опасность  и для них, и для пассажиров. Посидели  мы с Фаритом Зиннатулловичем и  придумали –  установить на  трамваи желтые проблесковые маячки. Появляется в салоне карманник или какой-нибудь хулиганистый пассажир – маячок включается. Сотрудники милиции, видя такой трамвай, тут же подъезжали  и  принимали  меры. В это трудно поверить, но порядок  навели буквально за полгода:  карманники и хулиганы трамваи  стали обходить стороной.

 

Как настоящий руководитель, Фарит Зиннатуллович душой болел за свой коллектив,  в котором работали преимущественно женщины.

 

– В тяжелые 90-е годы мы не  получали зарплату, и наш директор  нашел решение: несмотря на угрозы налоговой инспекции, выручку – в основном мелочь, собранную  кондукторами за смену, раскладывали в пакеты из-под молока и выдавали работникам.  В магазинах порой  отказывались принимать  увесистые пакеты с  монетами, – вспоминает экс-начальник службы безопасности Наталья Карачевцева.

 

Фарит Бакиев умел  прийти на помощь в любую минуту.

 

– Мне, как наставнику молодежи, поручили подготовить экзаменационные билеты на конкурс профмастерства, – вспоминает водитель трамвая Фарида Дмитриева.  –  В машбюро никого не оказалось, время поджимало, и я зашла к директору.  Выслушав меня, Фарит Зиннатуллович  задорно улыбнулся: «А я чем хуже машинистки? Пишите вопросы,  буду печатать».  И сел за машинку.

 

У Фарита Бакиева было много друзей, но мало кто знает, что в семейном  архиве бережно хранится открытка со стихами  в честь его  50-летия  от известного  поэта  Степана Щипачева. Где они познакомились, это так и осталось  тайной.

 

По доброй традиции 22 июня, в день рождения Фарита Зиннатулловича Бакиева, работники  ООО «Электротранспорт» приезжают на его могилу с цветами. Человек жив, пока жива память о нем.
 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • На что у вас аллергия?