Город и горожане
Неизвестные факты из жизни легендарного руководителя трамвайного управления Фарита Бакиева
22 июня Фариту Бакиеву исполнилось бы 80 лет. К этой дате вышла в свет книга «Память жива…», в которой воспоминаниями о нем поделились коллеги и друзья. В издании немало интересных штрихов к портрету Фарита Зиннатулловича – человека с неуемной энергией, оптимиста с тонким чувством юмора.
Первый трамвай в Набережных Челнах появился 30 декабря 1972 года. С тех пор бесперебойно с утра и до позднего вечера работает всепогодный, экологичный транспорт.
С 1985 по 2004 год Трамвайным управлением (в дальнейшем – ООО «Электротранспорт») руководил генеральный директор Фарит Бакиев. Уходя на заслуженный отдых, он передал символический руль своему преемнику – Рашиду Шамсудинову и пожелал: «Рулить еще лучше, на радость всем!»
Детство Фарита прошло в многодетной семье, с 14 лет он работал в колхозе. На службе в ракетных войсках на Байконуре получил хорошую закалку, затем окончил КХТИ, где был комсомольским лидером. В Челнах – с 1973 года, начинал старшим инженером литейного завода. Молодой специалист отличался коммуникабельностью, дружелюбием и ко всему был обаятельным, что непременно отмечали женщины и считали, что он похож на популярного актера кино Александра Демьяненко. А еще дружил со спортом: мог мастерски забить мяч в ворота, пробежать стометровку, подтянуться на турнике.
Уже имея должность руководителя трамвайного управления, Фарит Бакиев отличался неимоверной скромностью. В 80-х годах многие мечтали о личных машинах. Тогда стали списывать старые легковушки, принадлежавшие организациям, и реализовывать их среди камазовцев. Фариту Зиннатулловичу достался отслуживший свой век «ГАЗ-69А». Он мог попросить любого механика помочь с ремонтом, но никого не подпускал к машине: все сам. На ней директор, заядлый рыбак и охотник, проехал тысячи километров.
– Увидев, как он обхаживает свой «драндулет», я спросил: «Почему бы тебе не купить новую машину?». А он рассмеялся: «Новую украдут, а этот металлолом не нужен и бесплатно!» – рассказывает экс-начальник бюро АТХ-4 Транспортного управления Александр Акинфеев.
Умение найти выход из любой ситуации был коньком Фарита Бакиева.
– В зимнюю непогоду трамвайные пути и переезды заметало так, что приходилось останавливать движение транспорта. Специальной снегоочистительной техники тогда не было, лишь когда по инициативе Фарита Зиннатулловича на трактор К-700 установили навесное оборудование, дело пошло. Этот опыт переняли и железнодорожники КАМАЗа, – вспоминает бывший начальник цеха спецтранспорта КАМАЗа Василий Логачев.
Еще один случай – в памяти экс-заместителя начальника Автозаводского ОВД Евгения Архипова:
– В начале 80-х годов нас тревожило возросшее количество карманных краж в трамваях. Водители начали все чаще жаловаться на хулиганов, которые по вечерам представляли опасность и для них, и для пассажиров. Посидели мы с Фаритом Зиннатулловичем и придумали – установить на трамваи желтые проблесковые маячки. Появляется в салоне карманник или какой-нибудь хулиганистый пассажир – маячок включается. Сотрудники милиции, видя такой трамвай, тут же подъезжали и принимали меры. В это трудно поверить, но порядок навели буквально за полгода: карманники и хулиганы трамваи стали обходить стороной.
Как настоящий руководитель, Фарит Зиннатуллович душой болел за свой коллектив, в котором работали преимущественно женщины.
– В тяжелые 90-е годы мы не получали зарплату, и наш директор нашел решение: несмотря на угрозы налоговой инспекции, выручку – в основном мелочь, собранную кондукторами за смену, раскладывали в пакеты из-под молока и выдавали работникам. В магазинах порой отказывались принимать увесистые пакеты с монетами, – вспоминает экс-начальник службы безопасности Наталья Карачевцева.
Фарит Бакиев умел прийти на помощь в любую минуту.
– Мне, как наставнику молодежи, поручили подготовить экзаменационные билеты на конкурс профмастерства, – вспоминает водитель трамвая Фарида Дмитриева. – В машбюро никого не оказалось, время поджимало, и я зашла к директору. Выслушав меня, Фарит Зиннатуллович задорно улыбнулся: «А я чем хуже машинистки? Пишите вопросы, буду печатать». И сел за машинку.
У Фарита Бакиева было много друзей, но мало кто знает, что в семейном архиве бережно хранится открытка со стихами в честь его 50-летия от известного поэта Степана Щипачева. Где они познакомились, это так и осталось тайной.
По доброй традиции 22 июня, в день рождения Фарита Зиннатулловича Бакиева, работники ООО «Электротранспорт» приезжают на его могилу с цветами. Человек жив, пока жива память о нем.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)