Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Реклама
Бессмертный полк
  • 22 мая 2020 - 16:25
    Бессмертный полк проходит онлайн
    Завершая акцию «Бессмертный полк», «Челнинские известия» расскажут о ветеранах войны, работавших в разные годы в редакции газеты «Челнинские известия» («Трактор», «Коммунизм байрагы» - «Знамя коммунизма»).
    3
Последние комментарии
Реклама
Город и горожане

Редкая профессия: капитан корабля о штормах, качке и самолетах

Подходит к концу зимовка для теплоходов ООО «Набережночелнинская судоходная компания». Они пришвартованы в затоне и ждут команды «Пора в рейс!». О своей профессии и экипаже «Челнинским известиям» рассказал капитан-механик теплохода «Дунайский-54» Михаил Березин.

 

Отец дарил бумажные кораблики

 

Команда Березина готовит к  навигации самый мощный на предприятии теплоход «Дунайский-54», который уже более полувека на ходу. В капитанской рубке полный порядок: на оборудовании ни пылинки, в стопку сложены судовые журналы. У строгого и требовательного капитана  Березина не забалуешь.

 

– Михаил Ильич, навигация новая, а традиции наверняка давние?

 

– Уже  46-я навигация, и, признаюсь, впервые на моей памяти такая ранняя весна. Традиции известные: на теплоходе должен быть полный порядок и готовность к  рейсу. Для того чтобы он прошел без проволочек, заранее, на берегу, готовим судно, по лоцманским картам  прочерчиваем маршрут с учетом характера реки.  Парни в экипаже толковые, в университетах  заочно учатся, меня с  полуслова понимают.  А задача капитана – продумать и сделать так, чтобы никаких экстремальных ситуаций в рейсах не было.  Воспитываю команду на личном опыте, объясняю:  чтобы стать речником, нужны упорство и  мотивация. А то бывает, попал практикант  в шторм, покачало его, и больше на судно ни ногой.

 

теплоход "Дунайский-54" готовится к рейсу

 

– Сколько времени не виделись со своим теплоходом?

 

– С момента зимовки, то есть с ноября. В феврале уже заступил на вахту. Каждый раз, возвращаясь из отпуска, здороваюсь с теплоходом, он для меня как живое  существо. Вообще судно – это зона повышенной опасности, надо постоянно быть начеку, не теряться во внештатной ситуации. На воде ценится смелый, уверенный, решительный человек. И любопытный –  необходимо  желание изучать все новое,  заниматься самообразованием, постоянно совершенствоваться.

 

– Многие мальчишки мечтают держать в руках  штурвал,  но не все доходят до цели. Когда у вас загорелся глаз стать капитаном речного судна?  

 

– Свою роль сыграло то, что я с Вятки, из Кукморского района. Прадед  работал  бакенщиком,  а отец, которого в армию призвали в 1945-м,  восемь лет прослужил на флоте, и  бумажные кораблики он мне дарил. Видно,  передалась по наследству их любовь к водным просторам. Со школьных лет пропадал на реке, плавал, рыбачил,  мама меня  кормильцем  семьи называла. После армии  поступил в  Казанский речной техникум.

 

– Как началась ваша карьера? 
 

 

– С дипломом в 1974 году приехал в Челны и третьим штурманом отправился  в первый рейс в Астрахань. Сначала водил пассажирские теплоходы – «Заря», «Ракета», «Восход», а с 2006 года – за штурвалом грузового судна. Перед тем как стать капитаном, прошел все ступеньки,  которые отражены в моей послужной  книжке. Для получения опыта нужно уметь выполнять любую работу – от мытья палубы до оказания первой помощи. С теплотой вспоминаю своих учителей Анатолия Борисовича  Баранова,  Альфата  Салаховича Гатауллина. Мне на них хотелось равняться. 

 

«Раньше из Вятки воду пил»

 

– Какая экстремальная ситуация вам запомнилась? 

 

– Бог миловал: ни одной аварии за все время моей работы не было. У капитана  большая ответственность за экипаж, груз и  судно. Маршруты  разные: Астрахань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Казань, Тольятти, Пермь. Невозможно подсчитать все километры пройденного водного пути. Но в каждом рейсе наш экипаж доказывает свое мастерство, ведь бывают и штормы, и мелководье.  На грузовом судне нужен физический труд:  здесь, по сравнению с пассажирским, более мощные, стальные, троса. Самый тяжелый участок акватории – Камское  Устье, еще при ветреной погоде волны создают опасность на Куйбышевском водохранилище. А у нашего судна толкач, две секции длиной по 270 метров и вместимостью  по 4 тысячи тонн груза – песчано-гравийной смеси. Скорость по течению держим 10-11 километров в час, если же идешь против него, то поменьше. Как говорится, тише едешь, дальше будешь. 

 

–  Есть особенность в вахтовом  дежурстве, ведь судно 24 часа в работе?

 

– Они круглосуточные и разделены по времени. Так, вахта капитана  считается «королевской» – с 00.00 до 6.00 часов. Самое тяжелое время – ночное, и не случайно эти часы оплачиваются по другой шкале.

 

– Что помогает выдерживать трудности?

 

– Спортивная закалка: долгие годы катался на лыжах, а зимой купаюсь  в проруби, часто езжу на Святой ключ в Елабугу.

 

–  Кто продолжатель  вашей водной династии?

 

– Сын Сергей в моем экипаже, с детства ходил в рейсы – ему нравится. Хочу, чтобы внук поступил в военно-морское училище, он еще школьник,  думаю, меня услышит. Мне 66 лет, но совсем сойти на берег не тороплюсь. Не могу представить: теплоход ушел, а я остался… Каждый год наш корабль идет по Каме, часто по одному и тому же маршруту, но у меня нет ощущения того, что  эти места мне приелись. Рассветы, закаты такие, что глаз радуется,  а  ночью и вовсе дивная красота, жаль, рисовать не умею.  Переживаю, что  в последние годы Кама обмелела, да и вода в реках стала грязная. Раньше,  когда я в Вятке купался, из реки пил,  а теперь побаиваюсь. 

 

Капитан Михаил Березин и его сын Сергей

 

«На самолетах летать боюсь»

 

– Удивилась, что, вопреки приметам, у вас в штате есть женщины. 

 

– Да, они работают поварами.  Главный экзамен для них – выдержать качку и не страдать от  морской болезни. Кстати, знаете лекарство от нее?  Держите в кармане сухарики и при небходимости рассасывайте. Кок обязан не только вкусно готовить, но и правильно рассчитать количество порций на команду, иначе кто-нибудь останется голодным.  Фирменное блюдо, бесспорно,  макароны по-флотски. Наши повара – добрые женщины.  Тем, кто в рейсе болеет, приносят в каюту  что-нибудь  вкусненькое. Всегда говорю: теплоход – это дом на воде, а экипаж – семья. 

 

– Раз заговорили о доме, что о нем напоминает в капитанской каюте?

 

 – Ничего  лишнего, лишь икона и необходимая по работе литература. Фотографий близких на столике не держу – они в телефоне. Любимый отдых для экипажа в замкнутом пространстве корабля – это чтение. Полезное дело, ведь рейсы бывают и по 20 дней. Благодаря  начальнику отдела кадров нашего предприятия Флюре  Гильмутдиновне  Каюмовой,  мы каждый раз берем с собой внушительные стопки книг: классику,  детективы,  фантастику, словом, на любой вкус. 

 

– Есть заветная мечта, к примеру, за границей побывать? 

 

– Нет, я на самолетах летать боюсь. Да меня и не тянет никуда. 

 

– Правда, что у капитана  зарплата, как у летчика, – 500 тысяч рублей в месяц?

 

– (Смеется.) Нет, поменьше. Но я не жалуюсь – руководство предприятия выдает ее вовремя, никогда задержек не было. 

 

– Чем занимаетесь на берегу, между рейсами?

 

– Наш график в навигации такой: 20 дней рейс, 10 дней дома. Поэтому летом езжу на дачу, где главный капитан – жена, а я на подхвате. Отпуска только зимой, занимаюсь ремонтом автомобиля,  с внуками общаюсь. В этом году ездил в санаторий – руководство предприятия поощрило бесплатной путевкой. 

 

– Если не секрет, где с женой познакомились? На девушек китель капитана с золотыми пуговицами  действует безотказно?

 

– Познакомились в санатории, где она медсестрой работала. Привез ее в Челны, и живем душа в душу  более  40 лет, вырастили двоих детей. Приятно, когда после рейса тебя ждут родные.  
 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Главное
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Топ-5
Реклама
Реклама
Актуальное видео
  • 20 мая 2020 - 13:51
    По нацпроекту «Культура» школы искусств РТ получат инструменты на 106 млн рублей
Реклама
Фотогалерея
  • Пожар в Арарате
  • Масленица-2019
  • Фестиваль цветов - 2018
  • День строителя - 2018
  • "Сабантуй - 2018"
  • "Бессмертный полк" 2018
  • День Победы 2018
  • Первомай
  • Субботник - 2018
  • Панихида по погибшим в Кемерово
Реклама
Новости партнеров
  • 30 апреля 2020 - 10:20
    Как выбрать хлеб, который поможет укрепить иммунитет
    Сейчас мы вынуждены менять свои привычки: реже выходим из дома, ведем менее подвижный образ жизни, реже читаем позитивную информацию. Все это сказывается на общем самочувствии. Чтобы его улучшить, порой, достаточно обратить внимание на простые продукты, среди которых – ХЛЕБ. Давайте разберемся, какой ХЛЕБ повышает иммунитет и не навредит фигуре.
    0
Блоги
  • 30 марта 2020 - 11:10
    О звездах
    Разговор с Пьером
    Надежда Бельцова
    4
Опрос
Реклама