Автолюбитель
Закрутить гайки: о ситуации на авторынке Набережных Челнов
Что сейчас происходит на авторынке, чего ждать в ближайшем будущем, «Челнинским известиям» рассказала руководитель модуля развития автобизнеса РГС Банка в городе Набережные Челны Роза Курбангалеева
- Какие марки автомобилей чаще всего покупают в Челнах в текущем году?
- Предпочтения челнинцев остаются в целом стабильными. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам продаж автомобилей в Набережных Челнах за прошлый год в ТОП-3 популярных марок вошли LADA (продано 4974 автомобиля за год), HYUNDAI (1888 машин) и RENAULT (1501 машина).
На этом фоне также стабильно наращивает продажи и большинство китайских автоконцернов.
- Какие автомобили чаще всего берут в кредит?
- Отличительной особенностью Набережных Челнов является преобладание кредитов на автомобили с пробегом: если в 2021 году доля кредитов на подержанные машины составила 67%, то за период с января по март 2022 года – 70%. В сегменте автомобилей с пробегом в первом квартале этого года чаще всего брали кредиты на марки LADA, KIA, HYUNDAI, RENAULT и TOYOTA.
Самыми популярными марками для покупки в кредит в сегменте новых автомобилей стали HYUNDAI,LADA,KIA,GEELY и RENAULT, коррелируя с результатами продаж в этом сегменте.
- Увеличилось ли количество отказов в автокредитовании в Набережных Челнах?
- На фоне текущей финансовой нестабильности банки ожидаемо ужесточили скоринг в марте в связи с потенциальными дефолтами и снижением общего уровня платежеспособности заемщиков. При этом надо понимать, что некоторые банки совсем остановили кредитование в первую-вторую неделю марта. Но уже начиная со второй половины марта мы наблюдаем тенденцию к смягчению кредитной политики многих игроков.
Дальнейшая ситуация с уровнем одобрения по заявкам на автокредиты будет всецело зависеть от ситуации в макроэкономике, но маловероятно, что уровень одобрения в этом году вернется к прежним показателям. В случае роста безработицы, инфляции и дальнейшего падения реальных доходов населения банки будут вынуждены закрутить гайки.
- С какими проблемами столкнулись банки в нынешней экономической ситуации? Как они выкручиваются?
- Кризис сегмента автокредитования проходит не в первый раз. В 2008 году падение автокредитования составило 50%, в 2014 году - вдвое меньше. Какое падение будет сейчас прогнозировать трудно, идет активный процесс перенастройки рынка, пока остается слишком много неопределенности. Однако такая острая ситуация скоро разрешится, опыт предыдущих кризисов позволит бизнесу быстро среагировать и перестроиться.
Что однозначно ждет рынок автокредитования и банки, так это дальнейший рост среднего чека по автокредитам на фоне непрекращающегося роста цен. Из-за этого объем выдачи «просядет» значительно меньше, чем число выданных кредитов.
- Какой сейчас размер среднего чека в Набережных Челнах при автокредитовании?
- В первые 3 месяца 2022 года при покупке новых автомобилей челнинские заемщики чаще всего предпочитали оформлять кредиты на сумму 1-1,5 млн и 1,5-3 млн рублей (по 34% в каждой категории) сроком от 5 лет и с первоначальным взносом от 20% до 30%.
При финансировании сделки на авто с пробегом банк чаще выдавал кредиты на сумму от 500 тысяч до 1 млн рублей (каждый второй взятый автокредит) сроком от 4 до 5 лет и с первоначальным взносом от 20% до 30%.
По итогам первого квартала этого года средний чек по автокредитам на новые автомобили составил 1,3 млн рублей и 792 тыс. рублей на авто с пробегом. Рост среднего чека по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 44% на новые машины и 36% на автомобили на вторичном рынке.
- Из-за изменения процентной ставки изменился ли спрос на автокредитование?
- По данным Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году продажи в России новых легковых и легких коммерческих машин выросли на 4,3% по сравнению с 2020 годом и составили 1,67 млн штук. Однако в первом квартале 2022-го, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи снизились уже на 28% до 277 332 шт. Это произошло на фоне резкого скачка цен – в марте автомобили стояли в салонах с наценкой до 70%. Рекордное подорожание вызвано усиливающимся дефицитом машин, который давит на авторынок уже не первый год, и осложнением общей макроэкономической и геополитической ситуации.
Кроме того, значительное влияние на снижение спроса на автомобили оказало увеличение ставок по автокредитам. Сейчас средние ставки составляют 22% - 30%. Спрос на такие дорогие автокредиты закономерно снизился, однако в сложившихся условиях они для многих остаются единственным вариантом приобрести машину. В будущем, на фоне снижения ставок, автокредиты, вероятно, станут одним из драйверов роста покупательского спроса на авторынке.
- В автосалонах Набережных Челнов можно приобрести все марки машин?
- Ассортимент в автосалонах страдает с прошлого года, когда дефицит новых автомобилей на рынке начал усиливаться. В этом году ситуацию усугубляет ограничение поставок западных партнёров. Появился список марок, которые уже не осуществляют поставки в нашу страну. Об окончательном уходе с отечественного рынка пока заявил только американский GeneralMotors -заводы концерна не будут работать в России, поставки премиальных марок Chevrolet и Cadillac прекращены. Остальные западные автоконцерныпока только «приостановили» производство и поставки в РФ.
Не работают VolkswagenGroupRus (заводы в Калужской области и Нижнем Новгороде), Mercedes-Benz (Подмосковье), BMW (Калининград), Toyota, Nissan (Санкт-Петербург) и «Соллерс Форд» (Eлабуга).
В списке импортеров, приостановивших ввоз машин на текущий момент: Audi, Porsche, Jaguar, LandRover, Lexus, Volvo и др.
В итоге сейчас дилеры распродают остатки. Они пока еще есть в наличии, запредельные ценники значительно снизили спрос. В наличии в сегменте новых автомобилей сейчас в большей степени представлены бренды корейских, китайских и отечественных автомобилей, которые и выбиваются в лидеры продаж.
- Есть ли смысл покупать автомобиль именно сейчас? Или возможно в будущем цены на нихснизятся?
- Цены точно не будут. Поэтому если автомобиль необходим, оттягивать покупку не стоит, проблемы авторынка не решатся в ближайшие месяцы. Купив машину сегодня, можно сэкономить на потенциальном росте цен в будущем. Тем, кто может пока обойтись без нового автомобиля, в первую очередь, стоит позаботиться об имеющейся машине: сделать необходимый ремонт, так как запчасти будут дорожать, может возникнуть и дефицит комплектующих.
- Что ждет в ближайшие годы авторынок Татарстана?
- Автомобильный рынок переживает масштабную трансформацию, которая сопровождается падением продаж, скачкообразным ростом цен и дефицитом машин, усилившимися с прошлого года, а также изменением соотношения долей, занимаемых производителями. Международные автоконцерны объявили отечественному рынку бойкот, отказавшись от поставок автомобилей и комплектующих, остановив конвейеры на заводах в России. Так что летом мы можем увидеть совершенно новый расклад на автомобильном рынке: свои доли наверняка нарастят продолжающие работу китайские, корейские и отечественные автоконцерны.
Остановка заводов и новых поставок машин в марте заставили дилеров кратно сокращать продажи и просто стараться выжить. Текущий прогноз итогов первого полугодия: объем реализованных автомобилей достигнет 460-490 тысяч новых машин по сравнению с 871 тысяч за аналогичный период прошлого года. И это при условии, что в мае-июне «китайцы» смогут нормализовать поставки машин и комплектующих, продажи АвтоВАЗа останутся хотя бы на уровне нынешних значений, а у корейцев – продажи подрастут до 8-10 тысяч автомобилей в месяц.
Главным фактором для стабилизации авторынка в ближайшие месяцы может стать относительная нормализация внешнеполитического фона.
Апрель 2022 года может оказаться близок к антирекорду продаж. Прежний антирекорд апреля был установлен в 2020 году, когда дилерские центры крупных городов закрывались из-за период локдауна. Тогда было реализовано лишь 38 922 новых автомобиля. Что будет дальше - покажет время. Слишком много переменных. Во-первых, это возможность возврата или продолжение бойкотирования российского авторынка. Во-вторых, решение проблемы с комплектующими для российского автопрома и восстановление работы заводов. В-третьих, сроки восстановления покупательского спроса. Вряд ли кто будет готов в ближайшие месяцы покупать стоящие в шоу-румах автомобили, в том числе, и китайского производства, по завышенным ценам.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)