Культура
По мнению челнинских меломанов, в первый день фестиваля самым ярким было выступление московской группы «Маримба плюс». Музыканты продемонстрировали совершенно необычный, неклассический джаз, который исполняли на столь же экзотических инструментах.
— Челны такого никогда не слышали, это точно. А на композиции «Нибелунги» мне показалось, что музыканты стали просто шаманами, которые заговорили звуки, чтобы ввести зал в транс. Очень сильно! — поделилась с нашим корреспондентом в перерыве одна из слушательниц.
Несколько раз сорвал аплодисменты зала и французский саксофонист Борис Покора. Правда, нашей публике его несколько неконцертный вид поначалу показался непривычным. Француз вышел на сцену в видавших видах кроссовках и таких же неопределенного пыльного цвета джинсах. Особенно выделялся его наряд на фоне затянутых в галстуки и костюмы ребят из большого биг-бенда Санкт-Петербургской филармонии джаза, с которыми он исполнил свои композиции. Но публика прощает исполнителю все, «когда он знает, что такое этот кайф, мелодия и ритм, и драйв...», — как поет саксофонист из фильма «Стиляги».
Второй день фестиваля выделялся выступлениями вокалистов. Самыми яркими, конечно, были «Мен саунд джаз» из Украины и Клаудия Элиаза из США. Публика долго не отпускала музыкантов, и каждому из них пришлось немного выйти за рамки отведенного времени.
Эти концерты продемонстрировали, что люди, увлекающиеся джазом, — это определенный сорт меломанов. За кулисами нам удалось задать легендарному Владимиру Фейертагу вопросы, как раз касающиеся этой аудитории.

— Чем отличаются слушатели джаза 50-х годов от слушателей современных, которые уже наелись всякой музыки?
— Трудно ответить на этот вопрос точно. В 50-е годы увлечение джазом попахивало крамолой. Поэтому слушателям казалось: вот мы слушаем джаз, значит, мы немножко диссиденты. На самом деле, это было не совсем так. Любопытство к джазу было чрезмерным, потому что он был в какой-то степени запретным плодом. Сейчас же мы живем в такое время, когда нам никто не говорит, что любить Вагнера надо меньше, чем Чайковского. Сегодня человек выбирает, что ему слушать, сам, и если найдется 50 человек, которые придут на малопонятную авангардную музыку, никто на это не обратит особого внимания. В общем, не всегда нужно идти за большинством, и каждое меньшинство должно получать музыку, любимую им. А общего между слушателями джаза сегодняшними и вчерашними — это любопытство, любовь к музыкальной интриге и диалогу. Ведь никогда не знаешь, куда заведет джазовая импровизация. В этом отношении публика у джаза не меняется, и она всегда была сравнительно малочисленна. Джазовая культура никогда не гонится за массовостью.
— А правда, что за джаз могли посадить?
— Нет. Я написал книги по истории джаза и изучал этот вопрос. У нас в стране были репрессированные музыканты, но они все пострадали либо за рассказ политического анекдота, либо за спекуляцию валютой, связанную с покупкой саксофона. Но чтобы в обвинительном приговоре упоминался джаз, такого в документах я не увидел. Против джаза очень часто писала газета «Правда», но в тоже время джаз не запрещали. Танцевать-то надо было давать людям и веселить тоже. Поэтому с одной стороны говорили: эта американская музыка нам не нужна, а с другой — закрывали двери и говорили: а теперь поиграйте нам настоящий джаз. Двойная мораль очень сильно была распространена в нашей стране.
— После Челнов вы поедете на джазовый фестиваль в Пермь. Вы часто бываете на периферии, что можете сказать о качестве музыки, звучащей с провинциальных сцен?
— Абсолютно не отличается от столичной. Разница лишь в возможности выбора. Тут его меньше, чем в столицах, и это естественно. В Америке весь джаз тоже сосредоточен в Нью-Йорке и Чикаго.
Уик-энд в ритме свинга и блюза
— Рано домой вы не вернетесь, — предупредил публику на открытии международного джазового фестиваля на сцене ДК «КАМАЗ» его ведущий, знаменитый теоретик джаза Владимир Фейертаг. Начавшееся в шесть часов вечера в пятницу «джазовое безумие» закончилось глубоко за полночь, в субботу все повторилось вновь. Так что минувший уик-энд Челны прожили в ритме свинга и блюза.
По мнению челнинских меломанов, в первый день фестиваля самым ярким было выступление московской группы «Маримба плюс». Музыканты продемонстрировали совершенно необычный, неклассический джаз, который исполняли на столь же экзотических инструментах.— Челны такого никогда не слышали, это точно. А на композиции «Нибелунги» мне показалось, что музыканты стали просто шаманами, которые заговорили звуки, чтобы ввести зал в транс. Очень сильно! — поделилась с нашим корреспондентом в перерыве одна из слушательниц.
Несколько раз сорвал аплодисменты зала и французский саксофонист Борис Покора. Правда, нашей публике его несколько неконцертный вид поначалу показался непривычным. Француз вышел на сцену в видавших видах кроссовках и таких же неопределенного пыльного цвета джинсах. Особенно выделялся его наряд на фоне затянутых в галстуки и костюмы ребят из большого биг-бенда Санкт-Петербургской филармонии джаза, с которыми он исполнил свои композиции. Но публика прощает исполнителю все, «когда он знает, что такое этот кайф, мелодия и ритм, и драйв...», — как поет саксофонист из фильма «Стиляги».
Второй день фестиваля выделялся выступлениями вокалистов. Самыми яркими, конечно, были «Мен саунд джаз» из Украины и Клаудия Элиаза из США. Публика долго не отпускала музыкантов, и каждому из них пришлось немного выйти за рамки отведенного времени.
Эти концерты продемонстрировали, что люди, увлекающиеся джазом, — это определенный сорт меломанов. За кулисами нам удалось задать легендарному Владимиру Фейертагу вопросы, как раз касающиеся этой аудитории.

— Чем отличаются слушатели джаза 50-х годов от слушателей современных, которые уже наелись всякой музыки?
— Трудно ответить на этот вопрос точно. В 50-е годы увлечение джазом попахивало крамолой. Поэтому слушателям казалось: вот мы слушаем джаз, значит, мы немножко диссиденты. На самом деле, это было не совсем так. Любопытство к джазу было чрезмерным, потому что он был в какой-то степени запретным плодом. Сейчас же мы живем в такое время, когда нам никто не говорит, что любить Вагнера надо меньше, чем Чайковского. Сегодня человек выбирает, что ему слушать, сам, и если найдется 50 человек, которые придут на малопонятную авангардную музыку, никто на это не обратит особого внимания. В общем, не всегда нужно идти за большинством, и каждое меньшинство должно получать музыку, любимую им. А общего между слушателями джаза сегодняшними и вчерашними — это любопытство, любовь к музыкальной интриге и диалогу. Ведь никогда не знаешь, куда заведет джазовая импровизация. В этом отношении публика у джаза не меняется, и она всегда была сравнительно малочисленна. Джазовая культура никогда не гонится за массовостью.
— А правда, что за джаз могли посадить?
— Нет. Я написал книги по истории джаза и изучал этот вопрос. У нас в стране были репрессированные музыканты, но они все пострадали либо за рассказ политического анекдота, либо за спекуляцию валютой, связанную с покупкой саксофона. Но чтобы в обвинительном приговоре упоминался джаз, такого в документах я не увидел. Против джаза очень часто писала газета «Правда», но в тоже время джаз не запрещали. Танцевать-то надо было давать людям и веселить тоже. Поэтому с одной стороны говорили: эта американская музыка нам не нужна, а с другой — закрывали двери и говорили: а теперь поиграйте нам настоящий джаз. Двойная мораль очень сильно была распространена в нашей стране.
— После Челнов вы поедете на джазовый фестиваль в Пермь. Вы часто бываете на периферии, что можете сказать о качестве музыки, звучащей с провинциальных сцен?
— Абсолютно не отличается от столичной. Разница лишь в возможности выбора. Тут его меньше, чем в столицах, и это естественно. В Америке весь джаз тоже сосредоточен в Нью-Йорке и Чикаго.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)